На II съезде авиапроизводителей России федеральные эксперты заявили о важной роли Ульяновской области в отрасли авиастроения

В конце прошлой недели в Ульяновской области на базе ЗАО «Авиастар-СП» состоялся II съезд авиапроизводителей России. В ходе пленарного заседания и «круглых столов» прошли откровенные разговоры о проблемах и перспективах авиастроения в России. Много времени было уделено Ульяновску как центру транспортного авиастроения: руководители авиакорпораций и структур, ответственных за отрасль, оценили перспективы авиационного кластера региона очень высоко, отметив серьезную роль в его нынешнем развитии губернатора Сергея Морозова.

«Ульяновск центр транспортного авиастроения»
Во II съезде авиапроизводителей России приняли участие замминистра промышленности и торговли России Андрей Богинский, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, представители крупных компаний-авиапроизводителей. ЗАО «Авиастар-СП» не случайно стало местом проведения съезда – фактически на базе этого предприятия сформирован центр ульяновского авиационного кластера, включающего в себя около 70 предприятий.

В ходе съезда обсудили проблемные вопросы, перспективы отрасли авиастроения. Сейчас есть определенные препятствия для развития, которые благодаря таким съездам надеются преодолеть. Ульяновск принимал нынешний съезд авиапроизводителей как регион, обладающий одним из самых богатых наборов мер поддержки предприятий авиастроительной отрасли. Регион в прошлом году благодаря собственным принятым мерам и поддержке федерального правительства и президента страны смог дать новую жизнь предприятиям авиационной промышленности.

– Еще рано говорить о том, что все проблемы решены, – рассказал Сергей Морозов. – Но положительные тенденции уже видны – рост промышленности составил в прошлом году почти 101 процент, и мы ожидали, отталкиваясь от экспертных мнений, что в этом году произойдет спад в промышленности. Поэтому в ручном режиме решали все вопросы, встречались с руководителями предприятий. В итоге рост промышленности в первом квартале составил более 108 процентов. Можно привести в пример тот же «Авиастар» – в первом квартале 2014 года отгружено товаров на 200 миллионов рублей, а в этом году за аналогичный период – уже почти на миллиард рублей. В нынешнем году мы планируем произвести пять самолетов, из них два Ту-204СМ и три Ил76МД-90А, и есть полная уверенность, что задача будет выполнена. Принимаемые меры по развитию промышленности в новых экономических условиях дают свои результаты.

Сейчас Ульяновск многими федеральными экспертами и структурами рассматривается как главный регион в транспортном авиастроении: именно на базе «Авиастара» производится и будет производитьсяцелая серия самолетов, которые станут базовыми для российских авиатранспортных компаний, Министерства обороны и прочих эксплуатантов транспортной авиации.

– Ульяновск – идеальная площадка для создания Центра транспортной авиации, – заявил президент ОАК Юрий Слюсарь. – Ульяновск выбран для создания этого Центра потому, что здесь производится базовый самолет – Ил-476.

Один из проектов региона – центр кастомизации окраски воздушных судов.

По словам Слюсаря, «Авиастар» и впредь будет эффективно развивать тенденцию генерирующего прибыль предприятия, которое будет развиваться успешно и дальше.

– У «Авиастара» все лучшее впереди, – заявил Слюсарь. – Мы очень надеемся и на увеличение продаж самолетов Ту-204СМ в связи с их повысившейся конкурентоспособностью.

Концентрация на авиапромышленности
– В 2014 году мы столкнулись с новыми экономическими и политическими реалиями, – заявил Андрей Богинский на пленарном заседании. – Предприятиям пришлось работать в условиях изменившейся структуры спроса, резкого подорожания кредитных ресурсов.

Падение спроса на пассажирские перевозки, рост платежей сказались на ухудшении положения наших потребителей – компаний-перевозчиков, что повлияло на спрос на воздушные суда. Компании стали пересматривать свои контракты, в том числе – с зарубежными поставщиками. Есть хорошая для нас возможность этим воспользоваться.

По словам Андрея Богинского, сейчас очень важно решить задачу поставки в малые авиакомпании российских самолетов, наполнить заказом предприятия-авиапроизводители.

– Мы оказываем меры поддержки по продаже российской авиационной техники, – рассказал замминистра промышленности и торговли РФ. – Несколько субсидий появится в этом году. Сейчас внешние условия указывают нам на набор первоочередных задач. В том числе необходимо снизить себестоимость продукции, а также развивать наших поставщиков, чтобы наши комплектаторы могли выйти и на зарубежный рынок, чтобы получить возможность экспортной выручки. Также необходимо разрабатывать меры поддержки под задачу увеличения поставки отечественных самолетов в малые компании.

Губернатор Сергей Морозов рассказал об ульяновском опыте поддержки промышленных предприятий.

– У себя в регионе решение задач мы увязываем с новой промышленной политикой, заявил глава региона. – Мы переработали в конце прошлого года новый региональный закон о промышленной политике. Приняли программу по реструктуризации и стимулированию промышленности на 2015-2018 годы. Сейчас изучаем региональный и зарубежный опыт по поддержке предприятий. Надеемся, что создадим одну из лучших нормативных баз.

В Ульяновской области уже создан региональный фонд поддержки промышленности, который наполняется финансовыми ресурсами и занимается поддержкой уже действующих предприятий. В этом фонде все крупные проекты курируются специальными менеджерами, выведенными из структуры правительства. Также завершается подготовка площадок для новых производств. В ближайшее время начнет наполняться портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) на базе аэропорта «Восточный».

– Мы получили, несмотря на достаточно сложное положение, два миллиарда рублей из федерального бюджета, которые позволят к лету завершить работу по созданию инфраструктуры особой экономической зоны, – рассказал на пленарном заседании губернатор. – В ПОЭЗ мы можем развивать не только предприятия, связанные с авиацией, но хотим сконцентрироваться именно на авиапромышленности.

Борис Алешин, гендиректор Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского, поднял на пленарном заседании ряд проблемных вопросов, однако Ульяновскую область отметил с положительной стороны, упомянув как раз промышленную политику региона: – Сергей Морозов – один из лучших губернаторов, который последовательно, постоянно занимается промышленной поддержкой, – заявил он. – Это большая редкость.

Импортозамещение общая задача
– Последние международные события убеждают нас в том, что представителям отечественной авиации и авиастроения сейчас необходимо консолидировать усилия, а не соперничать между собой, – заявил губернатор Сергей Морозов, рассуждая о проблемах импортозамещения. – Если еще совсем недавно мы соревновались в формировании авиационных кластеров, то сегодня пришла пора задуматься о том, как мы можем помочьдруг другу и эффективно работать на общий результат. Мы никогда не сводили свою политику только к защите ульяновских авиапроизводителей. Мы нацелены на проекты, которые расширяют межрегиональную кооперацию, работают с действующими центрами компетенций в России. Вряд ли каждый регион в отдельности может заниматься проблемой импортозамещения.

Эта мысль – основная для большинства авиапроизводителей России в настоящее время.

– У нас была иллюзия, что мы сможем развиваться самостоятельно, и сейчас мы вдруг поняли, что, не объединившись, не создав внутренней кооперации, мы все вызовы принять не сможем, – заявил президент ОАК Юрий Слюсарь. – На подобных съездах происходит сплочение отрасли.

В резолюцию съезда внесли предложения губернатора о консолидации усилий регионовавиапроизводителей. До сих пор региональные руководители субъектов Федерации, которые работают в авиационной отрасли, не собирались для выработки единых путей решения проблем.

– Действительно, нужно собрать в одном месте руководителей авиарегионов – надо провести работу, чтобы в течение года хотя бы одно такое мероприятие провести, – заявил Андрей Богинский. – Сходные с ульяновской зоны есть и в Перми, и в Казани, и в Самаре, и в Уфе. Это поможет консолидировать нам ресурсы всех предприятий, занимающихся самолетостроением, и развивать поставщиков.

По итогам съезда была принята резолюция, по которой составят план работы на перспективу для всех участников авиастроения. Как сообщил Андрей Богинский, в резолюции выделены три основных направления работы: развитие кадрового потенциала, стандартизация и формирование конкуренции, развитие системы поставщиков.

В Ульяновской области сейчас происходит локальное объединение усилий для выполнения общих задач в авиапроизводстве. Так, на территории региона создается центр российского транспортного авиастроения, центр кастомизации окраски воздушных судов, производство композитных авиакомплектующих.

Происходит интеграция производства и образовательного процесса, реализуются и совместные социальные проекты, которые позволяют привлекать в регион новые кадры.

– Мы очень благодарны вузам и ссузам, региональным властям, корпорациям, которые занимаются кадровым вопросом, – заявил Юрий Слюсарь. – В Ульяновске в прошлом году открылась совершенно замечательная кафедра. Благодаря ей и подобным проектам мы надеемся получить такой необходимый нам кадровый ресурс. Мы действительно одна из немногих корпораций и отраслей, которая не сокращает, а набирает персонал. Мы оптимистично смотрим на ближайшие годы. Очень надеемся на помощь местных властей.

В свою очередь Сергей Морозов поделился с коллегами опытом поддержкикадров, который сложился в Ульяновске.

– Наша новая промышленная политика дополняется мерами поддержки в социальной сфере, – заявил губернатор Сергей Морозов. Мы совместно с партнерами уже обеспечили жильем более 400 работников «Авиастара».

Нам нужно увеличивать количество людей, которые потенциально могут тут работать, поэтому сейчас разворачиваем большую стройку – только вокруг «Авиастара» в горизонте 15 лет должно жить около 500 тысяч людей.

Василий СТЕПАНОВ

в газете на правах рекламы