В одном из недавних номеров «СК» специалисты объясняли, как берется плата за жилищно-коммунальные услуги в случае, если гражданин платит не всю сумму.
Пояснение поняли, однако, не все наши читатели.
На простом языке сказано было следующее: если собственник жилья вносит плату частично, то сумма раскидывается равномерно по строкам платежки и задолженность исполнитель услуг выставляет по всем строкам. Имелось в виду, что человек пришел в кассу, отдал, скажем, две тысячи рублей вместо трех, указанных в платежном документе, но за что конкретно платит, а за что нет, не сказал.
В этом случае в соответствии с абзацем 3 пункта 118 Правил (№354) речь идет о частичной оплате, когда сумма действительно делится между строками платежного документа. Другое дело, если потребитель указывает кассиру, за что не платит. Это уже неполная оплата, и такой ситуации посвящен абзац 1 пункта 118.
Звучит он так: «Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета…». То есть Правила допускают, что потребитель может какую-то услугу (или несколько услуг) не оплачивать, и речь в этом случае идет о задолженности именно за эту или эти услуги. Никакого разбрасывания этой задолженности по строкам платежки без согласия потребителя не допускается.
Читатели, кстати, отдельно уточняют вопрос о «разбрасывании» в связи с задолженностью за капремонт, когда в некоторых кассах пытаются поделить такой долг на все строки платежного документа, что тем более недопустимо. Взносы на капремонт – это целевые платежи, которые поступают на специальный расчетный счет, и ни сами взносы, ни долги по ним не могут никуда перераспределяться. Кассиры, видимо, просто не в курсе, что такими действиями нарушают не только Жилищный, но и Уголовный кодекс. Не имеют отношения к этим взносам и управляющие компании.
Что в итоге? Когда вы идете в кассу РИЦ платить за жилье, четко указывайте кассиру, за что платите, а за что платить не хотите. А еще лучше – напишите на отдельном листочке либо на платежном документе, например, так: «Исключить: капремонт и электроэнергию ОДН.
ГВС ОДН – 20 рублей, ХВС ОДН – 2 рубля. Остальное – по платежному документу». Девушка-оператор прямо при вас внесет на компьютере ваши коррективы и возьмет с вас столько, сколько вы готовы заплатить. И никаких разбрасываний задолженности на все услуги делать не будет, поскольку это незаконно.
И кстати уж о сборах квартплаты. К ООО «РИЦ», которое этим занимается, у горожан немало претензий. При начислениях совершают, дескать, ошибки, понять, что откуда берется, невозможно, и проч. Все это, наверное, так, хотя ошибки, вероятно, – из-за большого объема платежей. На этом основании ряд городских управляющих компаний пытаются от сотрудничества с РИЦ уйти и создать какие-то свои конторы по сбору платежей. Жильцам, конечно, объясняют, что это – для их же пользы, но жильцы должны знать о последствиях такого шага. Сейчас в РИЦ процессы во многом автоматизированы, и их базой данных пользуется, в частности, соцзащита. То есть, если вы имеете право на компенсацию коммунальных расходов, вам не нужно самим эти данные собирать и нести в социальную службу – РИЦ их туда передаст, вам начислят компенсацию и перечислят туда, куда укажете. С исчезновением из этойцепочки РИЦ все усложняется, деньги могут потеряться, и вы останетесь вообще без компенсации. Вот за это, собственно, мы и платим те деньги, которые в составе тарифа на ремонт и содержание идут за услуги РИЦ. И семь раз подумайте, прежде чем согласиться на другую контору.
Андрей Семенов