Вера. Вера Ивановна Соловьева. Учительница химии из Димитровграда. Она могла бы всю войну работать в школе и горя не знать. Но что-то гнало ее на фронт, и она добилась того, чтобы ее взяли.
Это перевернуло всю ее жизнь, которая спустя десятилетия попала в книгу, а в год 70-летия Великой Победы выходит на театральные подмостки. «Вера, Надежда, Любовь» – этот спектакль Ульяновского драматического театра расскажет о судьбах Веры Соколовой и ее боевых подруг, Нади и Любы.
Премьера состоится 5 и 7 мая на малой сцене.
Вера Соловьева, студентка Куйбышевского пединститута, любила играть в волейбол, плавать, кататься на коньках, обладала организаторскими способностями. Ей бы жить и радоваться, а она еще в начале войны попросилась на фронт, но студентов на войну не брали. Через год ей снова отказали, и она устроилась в школу. Однажды декабрьским утром 1942 года Вера Ивановна пришла в старший класс и не увидела ни одного мальчишки: все ушли в военкомат. Тогда и она потребовала: «Берете их берите и меня. Я медсестра запаса, устав знаю!».
Несколько лет назад литератор Геннадий Демочкин познакомился с Верой Ивановной и подробно записал историю ее жизни, которую в 2012 году опубликовал в книге «Вера и правда».
В ней могут узнать себя тысячи фронтовичек, прошедших одной дорогой войны, переживших сходные чувства и попадавших в похожие ситуации. Первый ужас перед махиной пушки.
Первая брезгливость, когда на руки выдали ношеную, в пятнах чьей-то крови, одежду. Первая влюбленность в однополчанина, у которой не было счастливого финала.
Девушка попала в 174-й зенитно-артиллерийский дивизион, он больше года дислоцировался в Ульяновске. Здесь же Соловьева вместе с подругами приняла боевое крещение. Над городом пролетел вражеский боевой самолет «Хенкель111». Обутая в ботинки 42-го размера (с ее-то крошечными ножками!), Вера споткнулась и упала, больно ударившись. Слезы навернулись на глаза, и она никак не могла разглядеть цифры на дальномере. Пушечный выстрел прогремел напрасно.
С января 1944 года начались переезды с места на место, и каждый раз солдатам приходилось копать: спрятать пушку, снаряды, приборы, вырыть землянки нежные руки быстро обрастали мозолями. В свободные от учений и боев минуты девушки возвращались к мыслям о будущем, о любви. Перечитывали вслух письма Надиного мужа. Задумывались над словами Любы, которая больше всего боялась повредить ноги: «Мужчина, даже если он инвалид, все равно жених. Нам труднее, на войне решается женская судьба».
Продвигаясь на запад, солдаты видели на перронах трупы, худых детей-попрошаек. Дивизион шел через Молдавию, Украину. Наконец, остановился в Освенциме, в который техника проехать не смогла: немцы гнали пленных вперед и падающих добивали прикладами их телами была устлана вся дорога. В Польше, спустя некоторое время, артиллеристы и узнали о Победе.
Вера веселая Вера, заводила всей улицы, вернувшись домой, слегла. Мать уговаривала ее: «Сходи хоть в кино». Но в кинотеатре на экране появилась надпись: «Освенцим. Лагерь смерти» и Вера почувствовала, что не вынесет этого, ушла. Найдя в себе силы, она вернулась в школу. Кто-то из учителей, видимо, посчитал, что мало ей военных воспоминаний, и бросил вслед: «Сколько миллионов погибло, а эта явилась!». Наверное, в этих словах вылились боль и зависть всех тех, кто потерял своих близких…
Эта книга появилась в нужный момент, рассказала исполнительница роли Веры актриса драмтеатра Дарья Долматова. Геннадий Демочкин подарил мне ее, я сразу начала читать, а через пару дней нам предложили поставить спектакль на военную тему. И я сразу показала Ольге Новицкой эту книгу.
Актриса Новицкая в этом спектакле вновь выступает в качестве режиссера. Она написала сценарий по книге и решила, что постановка не будет рассказывать о конкретной судьбе, а покажет судьбу женщины-фронтовички в общем.
Поэтому мы ушли от многих подробностей, пояснила Новицкая. А кроме того, отказались от натурализма, от дотошного восстановления исторических событий. Ведь ни одна из нас и мы благодарны за это нашим бабушкам и дедушкам не знает, каково это быть на войне. Зритель увидит любую неправду, поэтому мы не пытаемся прожить ту жизнь и посягнуть на тот великий подвиг, а всего лишь рассказываем историю.
В спектакле не будет ни гимнастерок, ни кирзяков, ни котелков, зато будут искренние слезы в глазах актрис. По словам Анны Дулебовой (в спектакле Люба), ее бабушка-фронтовичка (тоже Вера Ивановна) очень мало рассказывала о войне, пока была жива. Но книгу «Вера и правда» актриса читала, словно о родном человеке. Мать двоих сыновей Мария Жежела (Надя) считает, что память о Великой Отечественной войне нужно обязательно сохранять, чтобы в будущем не допустить ее повторения.
Лейтмотивом через всю постановку проходит песня Булата Окуджавы «Бумажный солдат». Новицкая выбрала ее, чтобы подчеркнуть основную мысль спектакля: женщина и пушка несовместимы, а война делает любого человека беззащитным и уязвимым, выброшенным из настоящей жизни.
Накануне премьеры автор книги «Вера и правда» Геннадий Демочкин побывал у Веры Ивановны, и она сказала, что сейчас ей кажется все было, словно не с ней. Конечно, 93летняя Соловьева не приедет в Ульяновск, но театр планирует привезти спектакль в Димитровград и пригласить ее в знак признательности и глубокой благодарности.
Анна Школьная