Рубрика «Летопись Великой Победы» продолжает рассказывать о судьбах участников советско-нацистской войны. Сегодняшний материал посвящен истории жизни Владимира Петровича Новичкова.
До войны
Владимир Новичков родился в крестьянской семье 15 сентября 1923 года в селе Ундоры Симбирского уезда Симбирской губернии. Окончив семилетнюю школу, он поступил в механический техникум и в школу фабрично-заводского обучения. В 1941 году пошел работать на машиностроительный завод имени Володарского. В этом же году как гром прогремело над страной страшное слово «война».
В.П. Новичков вспоминал о начале войны: «22 июня 1941 года. Теплое, солнечное утро. Безоблачное голубое небо, сверкающая гладь Волги, сочная зелень деревьев. Это воскресенье я с товарищами решил провести на Волге: побывать на островах Середыш или Пальцинском. Но нашим планам не суждено было сбыться. Идя по деревянному настилу вдоль забора сада им. 1 Мая, я вдруг услышал суровый голос диктора: «Говорит Москва…». Из черной, надтреснутой тарелки репродуктора голос Левитана объявил всему миру, что на Советский Союз вероломно напала фашистская Германия. На стадионе «Зенит» состоялся митинг.
Война. Эта страшная новость не сразу дошла до меня. Я, молча, смотрел на толпу людей, собравшихся у столба с репродуктором, стараясь понять сложившуюся обстановку. Мне еще нет восемнадцати лет. Окончив школу ФЗО, я первый год работаю слесарем-наладчиком на заводе имени Володарского. В армию возьмут только через три месяца. Попроситься добровольцем. Завтра пойду в горвоенкомат.
И тут я понял, что моя настоящая биография только начинается, что впереди много трудностей и испытаний, много интересного и неповторимого».
Группа офицеров и сержантов 2-й танкового батальона 152 танковой бригады
С этого времени Владимир Новичков решил вести дневник, который и лег в основу данного материала. «Пусть не регулярно, – занес он 22 июня 1941 года, – не каждый день. В будущем пара – другая строк, торопливо записанных в блокноте, поможет ярче вспомнить прошлое, глубже осмыслить его».
Работа на заводе
С вторжением немецко-фашистской армии в пределы Советского Союза в стране началась всеобщая мобилизация военнообязанного населения. Многие ребята, работавшие в цехе вместе с Новичковым, отправились на фронт.
Тяжелое для страны время сказалось и на условиях труда. Ульяновский машиностроительный завод перешел на двенадцатичасовой рабочий день, были отменены выходные. 16 января 1942 года Владимир записал в дневник: «Работаем по двенадцать часов и без выходных дней. Трудно, конечно. Но мы понимали, что фронту требуется наша продукция для уничтожения фашистской нечисти, опоганившей нашу землю. И чем больше мы сделаем, тем больше извергов найдут себе могилы».
Все население Советского Союза внесло вклад в победу над врагом. Так, в январе 1942 года мать Владимира Новикова отправилась на строительство оборонительных сооружений, которые размещались в районе рабочего поселка Тагай. В Ульяновске она оставила сына Владимира и пятнадцатилетнюю дочь Надежду.
22 февраля 1942 года на имя Владимира Новичкова пришла повестка из военкомата. Запись в дневнике, сделанная 21 марта 1942 года, сообщает: «Итак, я – курсант 2-го УКТУ им. М.И. Калинина. Меня одели в шинель с черными бархатными курсантскими петлицами, хлопчатобумажную гимнастерку и такие же брюки, дали сапоги кирзовые и шапку-ушанку».
Дневник войны
Дни в «учебке» пролетели быстро: ранний подъем, физзарядка, усиленная подготовка. 18 декабря 1942-го молодых лейтенантов, выпускников 2-го Ульяновского танкового училища, отправляли на фронт. В этот день Владимир записал: «А вот и маленький старый и низенький вокзал Ульяновск-1-й, ранее веселый, шумный, торжественный и празднично освещенный, теперь был набит людьми в шинелях, убывающих на фронт. Он казался сумрачным и странно таинственным. В пассажирском зале уже не пахло пеленками, бубликами, чаем в жестяных чайниках, а пахло шинелями, махоркой, железом винтовок и потом солдатских портянок[…]
Раздался последний звонок, заплакали знакомые, родные. Захмурели брови у стариков. – Миленькие, может, кто из вас и не вернется. Давайте я вас всех перекрещу, – говорит из толпы провожающих какая-то бабка. Лихие переборы гармошки, слова прощания, последние объятия. Поезд медленно тронулся с места. Колеса вагонов, мягко спружинив на первом стыке рельсов, с каждой секундой ускоряли свой бег и все четче и громче постукивали на стрелках и крестовинах станционных путей.
Мимо окон вагона поплыли пригородные постройки, длинные склады за высокими заборами, промелькнула ст. Киндяковка. Вагоны нашего поезда прогромыхали через мост на р. Свияге и вырвались в полевое пространство. Прощай, Ульяновск!
Люди сначала медленно шли за вагонами, потом ускоряли шаг, крича напутственные слова, махая руками. Потом отстали. И на этом все кончилось. В последний раз промелькнуло то, что было для меня дорого, что осталось в нашем сознании малой Родиной. Постепенно в вагонах улеглось возбуждение, вызванное недавним прощанием с родными и близкими моих товарищей».
Группу молодых офицеров отправили на Калининский фронт, где шли боевые перестрелки с врагом. Здесь же Владимир Новичков попал в госпиталь. Его не сразила пуля неприятеля, он пострадал от маленькой мышки.
В тот год с осени на полях остался неубранным хлеб, развелось много мышей. С наступлением зимы и холодов грызуны стали искать убежище и нашли его в окопах и землянках. Эти маленькие зверьки стали разносить заразу, которая косила многих солдат. У человека, заболевшего туляремией, воспалялись гланды, опухало горло, поднималась высокая температура, что нередко приводило к смерти.
После выздоровления Владимира Петровича отправили на Карельский перешеек. После освобождения Выборга 152-ю Ленинградскую танковую бригаду, в которой командиром взвода был В.П. Новичков, перебросили под Нарву. Однако воевать здесь не пришлось. Бригада получила новый приказ. По маршруту Нарва – Гдов -Псков, обогнув Чудское озеро с востока, юга и часть с запада, бригада сосредоточилась в предместьях города Тарту (Эстония).
Перед рассветом 17 сентября 1944 года в развалинах древнего города началась ожесточенная схватка с наступающим врагом. По условному сигналу в бой двинулись танки. Взрывы и дым мешали обзору, многие механики-водители откидывали люки танков, чтобы лучше видеть. Сержант Иван Красников сделал также, через некоторое время танк подпрыгнул и замер на месте. Владимир Новичков вышел посмотреть, что же случилось, и перед ним открылась страшная картина: крепко сжимая рычаги в руках, Красников сидел на своем месте, но без головы.
В том бою командир танкового взвода Новичков был ранен множеством осколков.
Разгромив неприятельскую армию в Эстонии, войска Ленинградского фронта отправились на 1-й Украинский фронт. Солдатам предстояло принять участие в Висло-Одерской операции с Сандомирского плацдарма. «Это было 8 декабря 1944 года. Сосредоточились в лесу в 5 километрах от населенного пункта Ниско и поступили в распоряжение командующего 52-й армией генерала Коротеева К.А.», – вспоминал В.П. Новичков.
11 января 1945 года танкисты получили боевое задание и ориентиры. Направление – Шилдув, Сташув, Хмельник. И они были взяты. 14 января 45-го «Совинформбюро» передавало: «. В течение двух дней наступательных боев войска фронта продвинулись вперед до сорока километров, расширив при этом прорыв до шестидесяти километров по фронту. В ходе наступления наши войска штурмом овладели сильными опорными пунктами обороны противника Шидлув, Стопница, Хмельник, Буско-Здруй (Буск), Вислица, а также с боями заняли более трехсот пятидесяти других населенных пунктов».
18 января советские танки были на подступах к Кракову. Перед армией стояла трудная задача: взять город, но из орудий по нему не стрелять. Как вспоминал Новичков: «В обход Кракова с запада был направлен 4-й гвардейский танковый корпус, соединения 60-й армии генерала Курочкина выходили в это время к юго-восточным и южным окраинам города, а войска 59-й армии генерала Коровникова нацелились штурмовать город с севера и северо-запада». 19 января город был взят невредимым. Однако отступая, фрицы решили разрушить Краков. В стены старого города и погреба была заложена взрывчатка, и только благодаря разведгруппе «Голос» Краков не пострадал. Стоит отметить, что в эту разведгруппу входила наша землячка Лиза Вологодская, уроженка города Инза.
Советские танки продолжали освобождать города от немецких захватчиков, продвигаясь на запад все ближе в германской границе.
Победу Владимир Новичков встретил со своими боевыми товарищами в населенном пункте Койц (на р. Одер в Германии). Из воспоминаний Владимира Петровича: «Не описать на бумаге, не рассказать словами о том моменте, когда из Москвы радио принесло весть о том, что Германия капитулировала, война закончена. Мы поздравляли друг друга, обнимались, целовались, не стыдясь слез радости».
Благодарственная грамота В.П. Новичкову
Только в середине июня 1945 года поступил приказ на отправку наших войск из Германии через Чехословакию в Австрию. 23 июня 1945 года был принят Закон Верховного Совета СССР о демобилизации первой очереди военнослужащих сержантского и рядового состава старших возрастов.
В июле 1946 года Владимира Новичкова назначили помощником начальника штаба батальона 83-го танкового полка, который стоял в городе Сомбатель (Венгрия).
В 1951 году старший лейтенант В.П. Новичков был демобилизован. С 1951-го по 1956 год работал на Ленинградском судостроительном заводе, в объединении «Воркутауголь», Ундоровской сельской школе, в 19561964 годах – слесарем, затем мастером Ульяновского автомобильного завода им. В.И. Ленина, в 1964-1976 годах – на машиностроительном заводе им. Володарского. Выйдя на пенсию, увлекался изучением истории села Ундоры. 25 ноября 1990 года Владимир Петрович Новичков скончался.
Ольга Шипова