Верховный суд РФ признал незаконным возложение на предприятия и организации обязанностей по содержанию прилегающей территории, как это происходит, в том числе и в Ульяновске. Подметать и расчищать тротуары должны городские службы, содержание которых юрлица оплачивают своими налогами.
Поводом к рассмотрению вопроса Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ стал спор между администрацией Брянска и ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»). Муниципалитет, приняв «Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска», обязал юридических лиц осуществлять ежедневную уборку и постоянно поддерживать в чистоте и порядке прилегающую территорию к объектам недвижимости, находящимся в собственности или аренде, на расстоянии до десяти метров от фасадов и ограждений. Не согласившись с такими требованиями, представители ЗАО «Тандер» решили оспорить их в суде, попросив суд признать положения Правил недействующими. Решением Арбитражного суда Брянской области заявленные требования были удовлетворены. Однако чиновники решение обжаловали, и Арбитражный суд Центрального округа решение нижестоящей инстанции отменил, отказав ЗАО «Тандер» в удовлетворении заявленных требований.
В итоге дело дошло до Верховного суда, который решил (определение ВС РФ от 12.03.2015 № 310-КГ14-4599), что обжалуемое постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене сразу по нескольким основаниям.
«Судебная коллегия полагает, что судом кассационной инстанции не учтено следующее, – говорится в определении. – В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам местного значения установлено, что к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории поселения, использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения». В определении отмечено, что согласно части 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству: «В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса».
Приняв городские Правила благоустройства, власти фактически переложили эти свои обязанности на плечи юридических лиц в сфере предпринимательства, нарушив тем самым их права и законные интересы. Такое возложение может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора, в связи с чем коллегия признала нормативный акт местного органа власти противоречащим требования федерального законодательства.
Это определение ВС может иметь серьезные последствия для ульяновских властей.
На протяжении последних лет муниципальные чиновники обязывают это делать предприятия и организации, предъявляя аналогичные брянским «Правила благоустройстватерритории муниципального образования «Город Ульяновск». Добившись успеха в Брянске, не исключено, что ЗАО «Тандер» возьмется оспаривать и ульяновские Правила. Тем более что недовольство его положениями представители торговой сети высказывали не раз, часто их попросту игнорируя.
Дмитрий Минаев
гость
Накрылись субботники