ТАКОЙ ДЕНЬ БЫВАЕТ ТОЛЬКО РАЗ В ИСТОРИИ. ТЕХ НАСТРОЕНИЙ, ТОГО ОЩУЩЕНИЯ НЕЛЬЗЯ НИ ВЫРАЗИТЬ, НИ ПОВТОРИТЬ”, – СЛЫШАЛ Я ОТ НЕСКОЛЬКИХ СТАРОЖИЛОВ, МАЛЬЧИШЕК ВОЕННОЙ ПОРЫ, БЫВШИХ СВИДЕТЕЛЯМИ И УЧАСТНИКАМИ ДНЯ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА ЗДЕСЬ, В УЛЬЯНОВСКЕ.
День тот выдался самым обыкновенным – пасмурным, с мелким дождём, сыпавшим с серого неба. Была среда. О Победе подавляющее большинство наших земляков узнало, как обычно, придя на работу. Репродукторы в квартирах, которые так часто показывают в “исторических” фильмах, на самом деле, имели очень немногие. Война не знала выходных дней, и 9 мая 1945 года подарило двойную радость – первый выходной день за всю войну. Но, собравшись у заводских проходных, у себя в учреждениях, люди не спешили разойтись по домам, разделяя с другими свою бесконечную радость.
Начались митинги, на которых зачитывалось победное обращение Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина к советскому народу. Особым смыслом наполнялись его заключительные слова: “Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!”
Да, непомерно дорогой была цена Победы, и трагичность её ощущалась и здесь, в тыловом Ульяновске. В голос рыдали женщины, потерявшие на фронте мужей и сыновей. Плакали, вспоминая погибших товарищей, бывшие фронтовики – их было немало, тех, кто прошёл через ужас войны и ранений и больше не годился для строевой службы.
Ульяновское гвардейское танковое училище салютовало в честь Победы залпами башенных орудий. В училище связи, где не было своей артиллерии, но тоже хотелось громко выразить радость, взрывали тротиловые шашки. С наступлением сумерек пальба пошла по всему городу: во дворах и с крыш палили в небо из табельного и трофейного оружия, его было немало на руках даже здесь, в далёком тылу.
А на заводе Володарского, в главной “кузнице” патронов для Красной Армии, для рабочих устроили гулянья на заводском аэродроме, специально устроенном для экстренных командировок заводского начальства. Всех желающих бесплатно катали на заводской авиации – двух видавших виды двухместных “кукурузниках”. В единственное пассажирское место впихивалось сразу по несколько человек!
Люди пели, танцевали. Женщины не скрывали радости,ожидая скорого возвращения мужей-фронтовиков. Радости добавляли две бочки спирта, выставленных по распоряжению заводского руководства: всем желающим наливали по “сто грамм”, которые заедали подножным кормом – росшим здесь же диким луком.
Вообще, в тот день выпивали крепко. За Победу, за товарищей-однополчан, за погибших друзей, родных и близких. Ведь столько пережили, перетерпели, перестрадали и перебороли эти люди, наши предки, наши земляки. Наша память и наша гордость.
Ермил ЗАДОРИН