Такова риторика властей в ответ на случаи массовых отравлений угарным газом: во всех трагедиях, по их мнению, виноваты сами жители, неправильно установившие газовые котлы и колонки. В то же время отключение котельных преподносится как благо.
Недавно в рабочем поселке Языково отключили котельную. Жители, не согласные с таким положением вещей, вышли на митинг. Людям сообщили, что котельная убыточна, большинство жителей многоквартирных домов уже перешли на индивидуальное газовое отопление (ИГО), поэтому и всем остальным тоже придется это сделать. Это известие пришло за пять-шесть месяцев до начала нового отопительного сезона.
– Теплоисточник в Языково убыточный, – рассказал на заседании «К барьеру» в правительстве области директор департамента ТЭК министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Алексей Шмырев. – За год набегает минус семь миллионов рублей. Так как в 2009 году завершилась газификация Языково, 75 процентов квартир уже переведены на индивидуальное газовое отопление. Осталось 25 процентов. И ни экономически, ни технически оставить котельную невозможно. Объекты социальной сферы будут переведены на блочные котельные, жилой сектор – на индивидуальное газовое отопление.
Отключение котельных – это благо, считают власти, так как сравнительный анализ по нескольким районам области и соседним регионам показал, что с переходом на ИГО за отопление люди начинают платить в 1,5-3,5 раза меньше. Правда, сами чиновники говорят, что при этом установка газового оборудования стоит в среднем 70 тысяч рублей. Будьте добры, люди, раскошельтесь в ближайшие пять месяцев этого кризисного года на сумму, которую половина из вас заработает в лучшем случае за полгода!
Причем, навязывая ИГО, чиновники говорят: помочь муниципалитет или регион с установкой газового оборудования никак не может – квартиры-то приватизированные. Предлагают брать кредиты в банках на пять-семь лет. Лучше тем, кто в свое время не стал приватизировать жилье: они должны будут решать вопрос с муниципалитетом, который обязан выполнить переход на ИГО за свой счет.
Все остальное в этом вопросе спихивается на людей: и их платежеспособность, и их безопасность. О ней «Симбирский курьер» отдельно писал в номере за 18 апреля, в статье «Газовые заложники»: подталкивая всех жителей села на переход на ИГО, чиновники увеличивают количество несчастных случаев, связанных с отравлением газом. Буквально за несколько дней до Дня Победы по этой же причине погибли еще два человека. При этом свою вину чиновники не признают и другого выхода искать не хотят. Все по закону, нужно просто чаще говорить, как опасно устанавливать газовое оборудование самостоятельно.
– Причина трагедий одна: самовольная установка газового оборудования, – заявил Шмырев. – Даже трагедия в Елшанке, где зимой погибли шесть человек, показала: не во всех многоквартирных домах предусмотрен дымо-вентиляционный канал. Тем не менее в Елшанке многие установили газовое оборудование с нарушением норм и без заключения договоров с «Газпром газораспределение Ульяновск». Потом пришлось проводить отключение.
– Муниципалитеты подталкивают к переходу на ИГО, работают хаотично, но в принципе не нарушают никакого закона, – говорит главный инженер «Газпром газораспределение Ульяновск» Анатолий Лунев. – Есть программа перевода домов. Конечно, надо подходить кработе с умом. Пока очень часто получается, что остается четыре-пять месяцев до отопительного сезона, и начинаются работы по переводу домов. Конечно, есть вероятность, что где-то не уложимся в сроки. В этой гонке опять могут появиться какие-то проблемы.
По словам Лунева, люди сами устанавливают газовые колонки, без ведома газовых служб – уже после того как в дом был пущен газ для газовых котлов. Делается это в обход установленных норм – и, вероятно, в несколько раз дешевле, то есть за более или менее доступные деньги. Установив самовольно газовое оборудование, люди отказываются и заключать договоры на его обслуживание – и квартиру никто не проверяет. Доступа в квартиру у работников газовых служб нет, поэтому, говорят газовики, проверить можно только тех, кто пускает внутрь. Но вот что интересно – раньше не проверяли и потому газовое оборудование не отключали, но случилась трагедия в Елшанке – и у жителей массово отключили самовольно установленные газовые колонки. То есть все-таки кто-то мог проверить? Тогда почему не раньше, почему не до того, как погибли люди?
Очевидно, что многие жители области вынуждены выбирать между законностью, установленными нормами и дешевизной именно последнее.
Сергей ГУРЬЯНОВ