После ужесточения требований к автошколам подходить к выбору учебных заведений желающим получить права следует особенно тщательно. Если раньше в случае плохой подготовки экзамен в ГИБДД можно было сдать экстерном, то теперь платить за обучение придется второй раз.
Напомним, программы профессионального обучения водителей, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года № 1408, вступили в силу с 12 августа прошлого года. С этого момента автошколы, готовящие водителей, имеют право на свою деятельность только при наличии соответствующей лицензии, согласованных с Госавтоинспекцией программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, заключения Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
До этого для оформления лицензии на образовательную деятельность достаточно было предъявить документ о наличии оборудованных классов и автодрома. При этом их фактическое наличие и со-стояние никто не проверял. Поэтому наряду с полноценными автошколами стали появляться конторы, которые попросту собирали деньги с клиентов и продавали им свидетельства об окончании «автошколы». Выпускники таких школ экзамены в ГИБДД, как правило, заваливали. Однако после этого кандидат в водители имел возможность отправиться на экзамены не в группе, а экстерном, подготовившись самостоятельно.
С августа 2014 года экстернат ушел в прошлое. Поэтому у тех, кто проучился в автошколе, не имеющей лицензии, путь только один: вновь идти – на сей раз в «правильную» – автошколу. Естественно, во второй раз полностью оплачивая теоретическое и практическое обучение (сегодня в Ульяновске это от 24 тысяч рублей).
Законодатели, вводящие новый порядок подготовки водителей, преследовали вроде бы благие цели: очистить рынок от «серых» и «черных» автошкол и в конечном итоге повысить безопасность дорожного движения (в России отмечается ежегодный рост числа ДТП, совершенных по вине молодых водителей, со стажем вождения до трех лет). Однако на деле новые правила добавили проблем как раз порядочным автошколам. В то время как мошенники на этом поприще по-прежнему чувствуют себя весьма вольготно. Так, поданным «Российской газеты», на днях в полицию Москвы поступило около 160 заявлений от недоученных водителей, пострадавших от деятельности некой организации, выдававшей себя за автошколу. То есть деньги с них за обучение взяла и даже провела какие-то занятия, но вот водительские удостоверения ее ученики получить не смогут. Потому что готовить водителей эта организация не имела права.
Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, в ГИБДД советуют выбирать автошколу из списка, который размещен на сайте Госавтоинспекции (для жителей Ульяновской области он доступен на сайте регионального Управления ГИБДД по адресу: http://www.gibdd.ru/r/73/drivingscools/). В перечне – 54 организации, которым разрешено вести подготовку водителей различных категорий. Там же есть сведения об автошколах, проверка которых проводится в настоящее время, и школах, которым отказано в выдаче заключений о соответствии требованиям. По данным на 12 мая, в «черном списке» – три автошколы, учебно-материальная база которых не соответствует существующим требованиям: ООО «Инновация» (р.п.Тереньга), филиал НОУ ДПО «РОСТО-Т» (р.п. Новоспасское) и ЧУ ОДПО «Ягуар» (Ульяновск).
Если вам приглянулась автошкола с удобными тарифными планами, в первую очередь проверьте, есть ли она в списках Госавтоинспекции.
Перед тем как подписать договор с автошколой, надо внимательно его изучить. Он должен быть именно об оказании образовательных услуг. При этом часы обучения должны соответствовать примерным программам, утвержденным Минобрнауки.
Дмитрий МИНАЕВ
Односельчанин
Кто покупал права – тот и будет их покупать. Для них два правила: 1- у меня тачка круче, 2- посмотри на мои номера. А для тех кто действительно учится – всё станет дороже. Вот и весь расклад.