Что ни день, то какое-нибудь ЧП из разряда тех, которые невозможно скрыть, а многое, наверное, еще и скрывается. Невозможно скрыть, в частности, аварии в космосе.
Перед Днем Победы потерпел катастрофу корабль «Прогресс», который вез на Международную космическую станцию (МКС) больше двух тонн груза, и в том числе копию Знамени Победы, водруженного в 1945 году над Рейхстагом. Корабль вышел из управления, начав быстро крутиться вокруг своей оси и падать. 8 мая он, как сообщили в Центре управления полетами, сгорел в плотных слоях атмосферы. То есть Знамя Победы спалили прямо накануне праздника.
Телеканалы тут же бросились врать, сообщив, что на МКС копия знамени уже была – ее доставили туда, дескать, раньше. Ложь опроверг летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, присутствовавший при погрузке знамени в «Прогресс». Меня-то, мол, для цирка, что ли, тогда пригласили, если знамя на МКС уже было, спросил он. Это знамя на МКС, впрочем, по-моему, так нигде и не показали.
Вместе со Знаменем Победы в плотных слоях атмосферы сгорели 8 мая и несколько миллиардов рублей, вложенных в постройку «Прогресса» и в груз, который он вез. Следом британская актриса, собиравшаяся лететь на российском корабле на МКС космической туристкой, заявила, что полет откладывает на неопределенное время, дипломатично добавив, что «по семейным обстоятельствам». Но она как в воду глядела: 16 мая потерпел катастрофу ракетоноситель «Протон», выводивший на орбиту мексиканский спутник связи. Ущерб составил, вероятно, десятки миллиардов рублей.
Но беда в этот день ходила не одна – неудача постигла и МКС. Вращаясь вокруг Земли, станция постоянно теряет высоту, и ее орбиту периодически корректируют.
На 16 мая была назначена очередная плановая корректировка, которая должна была производиться другим космическим «Прогрессом». Его двигатели, однако, не запустились, и поднять станцию не удалось. Экипаж МКС оказывался, таким образом, под двойной угрозой: из-за аварии «Прогресса» в конце апреля – начале мая отложена пересменка космонавтов и астронавтов, а теперь еще появился и риск падения станции. Оно произошло бы, если бы двигатели «Прогресса» вновь не запустились, и тут основной становилась уже задача спасения экипажа. Всего же за последний месяц в атмосфере сгорел и затонул «в безлюдных районах Тихого океана» примерно годовой бюджет Ульяновской области.
Куратор оборонки в целом, и космической отрасли в частности, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, как и во всех подобных случаях, бодр: комиссия разберется, причины будут установлены, виновные – привлечены к ответственности. Эксперты возможные причины всех этих участившихся катастроф уже называют.
Более-менее честные указывают на главную: депрофессионализация кадров в космонавтике. Опытные специалисты сошли или сходят с дистанции по возрасту, а их смена, грубо говоря, мало чего понимает, особенно в технической стороне дела. То же и на предприятиях, где эта продукция выпускается. То же, добавим мы, и в общем руководстве отраслью, которое доверено Рогозину, человеку, ничем реальным в жизни не занимавшемуся, кроме работы языком. Вначале в СМИ, потом – в политпиаре, потом – в партстроительстве, где он родил «Конгресс русских общин» и партию «Родина». И он вряд ли отличит танковый трек от коленвала в ракете «Союз». И вот он-то руководит столь сложной отраслью, как российская космонавтика!
В общем, все происходящее скорее закономерность, чем случайные сбои. И со специалистами так не только ведь в исследованиях космоса, но, например, и в атомной энергетике, которой заправляет то ли химик, то ли финансист Кириенко. В этой связи, кстати, нам крупно повезло, что Москва не разрешила строительство новой АЭС в Димитровграде…
Сергей Поленов