Будучи в Ульяновске и проходя по улице Карла Либкнехта, знаменитый столичный архитектор, директор ЦНИИЭП жилища Борис Рубаненко, показывая на пару изящных девятиэтажек, сказал: «Я бы не отказался быть их автором».

А их автор – мой друг и коллега Валентин Николаевич Филимонов, и мы оба теперь здесь – самые «аксакалистые» из архитекторов. Недавно я с гордостью прочитал в «Курьере» признание молодого архитектора Сергея Фролова о том, как его чаровали пропорции здания Межрегионгаза на кольце Нариманова до его нынешней банальной облицовки. Что ж, автор (тот же Валентин Николаевич) не в силах следить за облицовщиками-перелицовщиками.

На днях проходил с ним по Спасской улице и заметил, с какой уже привычной болью он взглянул на свое обезображенное детище – пристрой к Дому офицеров. Эта постройка, как и все другие его творения, удивительно точно вписалась в город. В 60-е годы прошлого века встал вопрос о расширении Дома офицеров, которому стало тесно в краснокирпичном здании бывшей земской управы. Повторять его псевдорусский стиль было нелепо, но еще сложнее – найти симбиоз нового со старым. Стилистически неразрешимым было примыкание к «теремковому» входу с пирамидальной крышей. Ни бетон, ни облицовка с ним «не стыковались». И Валентин Николаевич нашел единственно возможное решение: полный контраст! Двухцветный витраж из стекла и металла решил проблему. Ответственный угол южного фасада запроектировал чистой плоскостью; он был контрастен витражу и давал идеальный фон для монументально-декоративной эмблемы здания геральдической композиции с ликами воинов. По эскизу автора ее исполнил Анатолий Клюев, и эта лаконичная композиция куда выразительнее многофигурной мозаики, выполненной москвичами на фасаде соседней школы. То есть это строение скромных размеров – безусловный памятник советской архитектуры, и потомки, надеюсь, найдут место для мемориальной доски. А пока что полный разгул местной самодеятельности! Чем только не заляпывали просторный витраж! Сейчас он закрыт далеким от армейской тематики изображением симбирских храмов. Ну почему старая архитектура должна закрывать современную? И вообще: слышали ли «оформители» (хоть и высокого ранга) об авторских правах? Давал ли им автор право так своевольничать? Здания, к их сведению, не рекламные стенды. Полагаю, что здание должно быть очищено от этой накипи бескультурья хотя бы к 12 июня – к 80-летию талантливого мастера.

Лев НЕЦВЕТАЕВ, архитектор