Рязановский сельскохозяйственный техникум – один из старейших в Ульяновской области. Свою историю он ведет с 1925 года, когда был основан на месте бывшего имения графа Орлова-Давыдова. В этом году техникум отмечает свое 90-летие. Среди выпускников техникума – действующий замгубернатора Ульяновской области Александр Якунин. На сегодняшний день данное учебное заведение является главным центром подготовки рабочих кадров для села. Недавно у нас в редакции побывал директор техникума Владимир Тигин. Он рассказал о проблемах, стоящих перед сельхозобразованием вообще и Рязановским техникумом в частности.
– Владимир Павлович, насколько остро, на Ваш взгляд, в Ульяновской области стоит проблема дефицита сельскохозяйственных кадров?
– Проблема нехватки сельскохозяйственных кадров реально существует и с годами становится все острее. Есть некоторые тенденции к исправлению ситуации, но кардинально проблема не решается – в первую очередь из-за нехватки материальных ресурсов: мы не готовим кадры на новой технике – даже в нашем техникуме ее нет. Комбайнам по 20-30 лет, на таких в хозяйствах давно не работают, но мы пока не можем себе позволить купить современную технику. Проблема имеет системный характер.
– Как планируется ее решать?
– Мы по мере сил пытаемся развернуть ситуацию. Сегодня активно рекомендуется так называемая система дуального образования. Ее применяют в Германии, Финляндии, других странах. Что это такое? По сути, это то, что у нас уже было – учебные заведения в формате совхозов-техникумов. Когда в Рязанове был совхоз-техникум, было достойное финансирование -все самые новые образцы техники в первую очередь появлялись именно там.
Я тоже был его студентом. Мы сами работали на этой технике, вместе со специалистами отрабатывали технологию, передовую агротехнику, были причастны к тем показателям в животноводстве и растениеводстве, которые в Рязанове были самыми высокими в регионе. Эта система позволяла студентам не менее 60% времени обучения проводить на практике. Мы получали такие прочные навыки, что ни дальнейшее обучение в вузах, ни работа в хозяйствах для нас трудностей не представляли.
В Мордовии, опыт которой я изучал, проблема так или иначе решена – с помощью федерального центра, различных фантов и т.д. Я, например, был в Кемлянском аграрном колледже: там роботизированная ферма, в поле студенты под руководством мастеров работают на современной технике. За выпускниками буквально гоняются. Оно и понятно, с новой техникой они уже знакомы, хозяйствам уже не нужно тратить время на их обучение. Мы планируем двигаться в том же направлении.
– Помимо дефицита новых кадров, существует еще и проблена переподготовки действующих специалистов-аграриев. Насколько она актуальна и как в нашем регионе ее решают?
– В этом году мы при поддержке министерства сельского хозяйства и лично министра Александра Чепухина организовали областной семинар-совещание. Его суть в следующем. Мы пригласили механизаторов, которые работают на современной технике в хозяйствах, пригласили инженеров, а также дилеров, которые занимаются поставками техники. У нас были дилеры John Deere, CLAAS, «Ростсельмаш», «Гомсельмаш» – все были. Они привезли свои макеты, раздаточные материалы, но, что самое важное, с их помощью мы на время семинара привлекли в техникум все образцы современной сельскохозяйственной техники. В качестве преподавателей выступили инженеры дилерских компаний. Этот формат оказался очень полезен как для действующих механизаторов, так и для инженеров. Дело в том, что специалисты в хозяйствах обучаются премудростям работы на современной технике самостоятельно, им просто некому рассказать о тех или иных особенностях. Это приводит к неправильной эксплуатации, которая чревата преждевременным выходом техники из строя и так далее. Даже в передовом хозяйстве Голубкова, где мощная инженерная служба и хорошие механизаторы, «угрохали» двигатель John Deere, а он стоит 2 миллиона. Поэтому потребность в подготовке и переподготовке кадров колоссальная.
Мы с министром договорились, что семинар на базе нашего техникума будет проходить как минимум дважды в год – перед посевной и перед уборочной. Кроме того, мы внесли в министерство образования предложение, чтобы преподаватели всех образовательных организаций, которые готовят механизаторов (а у нас в области их семь), проходили курсы переподготовки – не их вина, что они мало знакомы с особенностями эксплуатации современной техники. Это их беда. Я думаю, такая мера даст плоды.
– Как Вы оцениваете контингент студентов, которые сегодня обучаются в Рязанове?
– Вынужден признать, что контингент студентов сегодня не тот, что был раньше. Да и мало ребят приезжает к нам учиться. Если в лучшие времена в Рязанове обучалось 1700 очников и 1300 заочников, то сегодня всех студентов всего 500 человек. Но мы рассчитываем, что с развитием техникума, которое непременно произойдет в ближайшие годы, студентов станет больше. Раньше до 75% всех специалистов областного сельского хозяйства, в том числе руководители, были выпускниками нашего техникума. Сейчас аграрных техникумов стало множество, но на мой взгляд, такое распыление не пошло на пользу – да, ребенок учится дома около родителей, но какой из него получится специалист, если в учебном заведении минимум условий для приобретения практических навыков?
– Какие еще проблемы стоят перед техникумом?
– По действующему законодательству мы не можем получить статус сельхозпроизводителя. Соответственно, не можем получать дотации и субсидии, не можем взять технику в лизинг. Любую закупку приходится проводить в соответствии с 44-ФЗ, а это отнимает очень много времени. Многие бывшие совхозы-техникумы решили эту проблему, выделив производство в отдельное юрлицо. Нам не хотелось бы идти по этому пути – студенты должны постоянно практиковаться. Не хватает и педагогических кадров.
– Что конкретно планируется сделать для развития Рязановского техникума?
– Разрабатывается программа комплексного развития учебного заведения. Недавно на его базе состоялось выездное заседание аграрного комитета областного Заксобрания. Одно из поручений по его итогам -реконструкция и модернизация объектов образовательной деятельности, в том числе жилья. Программа рассчитана на несколько лет, и в региональном министерстве строительства уже ведется ее разработка.
– Какие условия в Рязановском техникуме предлагаются студентам?
– Два учебных корпуса, учебные мастерские, лаборатории, слесарный, токарный и сварочный цеха, учебный парк тракторов и автомобилей, автотрактородром, электрополигон, учебная кузница, учебная пекарня, три компьютерных класса на 70 компьютеров, библиотека с читальным залом на 150 мест. Имеется и спортивная база: стадион, лыжная база и стрелковый тир (ждет ремонта), тренажерные и спортивный залы.
Наша производственная база располагает сельскохозяйственными угодьями площадью 3593 га, в том числе пашней – 2716 га, механизированным зерносушильным током, фермой КРС на 700 голов. В техникуме имеется столовая на 220 мест и буфет на 50 посадочных мест. Готовят там из продуктов, произведенных на базе техникума, поэтому стоимость питания символическая. Все студенты обеспечены местами в благоустроенных общежитиях, где созданы условия для проживания, самоподготовки и отдыха.