Введение водительских прав на управление скутерами и мопедами и обязательная регистрация этих мотосредств, как видно, не способствуют наведению порядка на дорогах. Начало мотосезона по новым правилам в Ульяновске ознаменовалось чередой серьезных ДТП с участием двухколесного транспорта.
15 мая, в 10.50, на проспекте Врача Сурова водитель «Ауди А-3» перестраивался влево и столкнулся с мотоциклом «Кавасаки ЕХ-250», его водитель не имел прав. В результате ДТП мотоциклист госпитализирован. 12 мая, в 9.28, на Димитровградском шоссе 19-летний водитель без прав, управляя мотоциклом «Хонда CBR-600S», въехал во впереди движущийся троллейбус. Нарушитель доставлен в ЦГКБ. В тот же день ночью на 2-м километре автодороги «Димитровград – Чувашский Сускан» (вблизи села Сабакаево) в Мелекесском районе несовершеннолетний водитель без прав, без мотошлема, управляя скутером «Альфа», не справился с управлением и съехал в кювет. Результат тот же – серьезные травмы и больничная койка.
Начиная с апреля аварии с участием мотоциклов и скутеров случаются в регионе едва ли не ежедневно. Ситуация ничем не отличается от предыдущих лет. При этом с 15 ноября прошлого года для управления мопедами и скутерами необходимо наличие водительского удостоверения категории «М» (или любой другой категории), а административная ответственность для их водителей приравнена к ответственности водителей автомобилей (к примеру, за управление мопедом лицом, не имеющим прав, предусматривается штраф от 5000 до 15000 рублей).
Кроме того, отныне скутеры и квадроцикпы подлежат обязательной регистрации. Однако, как отмечают в ГИБДД, ставить свои транспортные средства на учет ульяновцы явно не торопятся. Серьезные проблемы и с обучением на категорию «М». Из 68 существующих в области автошкол ни у одной нет разрешения на подготовку водителей скутеров и мопедов. Причина та же – услуга не востребована жителями региона.
Скутер – излюбленное средство передвижения подростков, многие из которых никогда не открывали Правил дорожного движения. А даже маломощный мопед может ехать со скоростью 60-70 километров в час. Ряд экспертов уверен, что введение прав на самом деле никак не повлияет на ситуацию – подростки так и будут гонять, а взрослым эти ограничения создадут только лишнюю головную боль. Дети, у которых уже есть скутер, никакие документы на него получать не будут, а станут скрываться от инспекторов и, если обнаружат, – пытаться скрыться. Во всяком случае, именно такого мнения придерживается большинство участников тематических форумов и групп в соцсетях. Люди повзрослее теперь стремятся открыть категорию «А» и вместо безобидного 50-кубового скутера купить сразу «взрослый» мощный мотоцикл или скутер с большей кубатурой. Безопасности на дорогах это тоже вряд ли прибавит.
В ГИБДД обращаются к родителям с просьбой не позволять своим детям брать мотоциклы взрослых и не покупать им скутеры. Если же все-таки решили сделать подарок, позаботьтесь о его безопасности: убедитесь, что у ребенка есть права нужной категории, и прежде купите защитное снаряжение. Каждую весну в магазинах мототехники – ажиотаж: дети и их родители стараются выбрать мопед или скутер помощнее. При этом мало кто смотрит на мотошлемы. В региональном ГИБДД приводят данные, что из 24 пострадавших в ДТП в прошлом году несовершеннолетних мотоциклистов почти ни у одного не было шлема на голове.
С 22 апреля по 31 октября 2015 года на территории Ульяновской области проводится профилактическая операция «Мотоцикл», в ходе которой инспекторы ДПС будут более пристально следить за соблюдением водителями мототранспорта Правил дорожного движения.
Дмитрий МИНАЕВ