30 лет назад, в мае 1985 года, в СССР стартовала знаменитая антиалкогольная кампания. В народе ее окрестили «сухим законом». Искусственное обрушение рынка алкогольной продукции впоследствии было признано ошибочным. Но, похоже, ситуация повторяется. Не на пороге ли нового «сухого закона» сегодня находится ульяновский регион?
Как это было
17 мая 1985 года в центральных СМИ появилось постановление ЦК партии «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных площадях. Нельзя было продавать горькую в непосредственной близости от промпредприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.
Водкой торговали только в специализированных магазинах либо в обособленных секциях. Не разрешалась продажа спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года.
В рабочие дни «беленькую» можно было взять только с 14 часов. Планировалось ежегодное сокращение объемов производства водки и ликероводочных изделий, а к 1988 году хотели полностью прекратить выпуск плодово-ягодных вин.
Партийные организации должны были ужесточить спрос с членов партии и, прежде всего, с руководящих работников, злоупотребляющих алкоголем. За это могли исключить из КПСС. В театре, кино, теле- и радиопередачах, художественных произведениях нельзя было пропагандировать водку.
Ценный рецепт «табуретовки»
Но, как всегда, начались перегибы. В Ульяновске, к примеру, на свадьбах ушлые молодожены водку прятали в… чайники. За спиртным в городе выстраивались километровые очереди. Начался расцвет самогоноварения. Чудо-аппараты расходились на ура, а ульяновцы переписывали друг у друга рецепты.
Одним словом, алкоголь домашнего производства с успехом восполнил искусственный дефицит алкогольных напитков.
Одновременно с этим в стране начали вырубать виноградные и плодовые сады. В Ульяновской области были заброшены многочисленные яблоневые плантации.
Но самой большой ошибкой, как считают некоторые эксперты, стал отказ государства от монополии на алкоголь. Этим воспользовались нечистые на руку торговцы. Только в 1988 году теневые дельцы получили от продажи водки 33 млрд руб. Сорокоградусную везли из Америки, Китая, Канады. Производство легальной водки сократилась с 800 миллионов до 60 миллионов литров. В итоге увеличилось число отравлений суррогатом.
Недавно первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев в интервью СМИ признал, что антиалкогольная кампания 1985 года в том виде, в котором она проводилась, была ошибкой.
А что сегодня?
В Ульяновской области примерно 15 тысяч человек страдают алкоголизмом. Медики говорят, что цифра с каждым годом снижается. Причем в нашем регионе пива потребляют намного больше, чем крепких напитков.
Сократилось число местных спиртзаводов. А прилавки магазинов заполонила алкопродукция из соседних регионов.
Ульяновские полицейские сообщают, что увеличилось количество «левого» алкоголя. Многие любители выпить перешли на «фанфурики» из аптек — настойки ягод и трав с содержанием спирта от 70 до 90%. Когда спиртовые настойки исчезли из аптек, пьяницы переключились на лосьоны и прочую бытовую химию.
Опять появился спрос на самогонные аппараты. На продажу гнать самогон запрещено, а вот производить для собственных нужд — запросто. Себестоимость одного литра не превышает 40 рублей.
И хочется, и колется
Понятно, что производство и продажа алкоголя — это солидная прибавка к бюджету. На последнем аппаратном совещании в облправительстве губернатор Сергей Морозов заявил, что растут акцизы на алкогольную продукцию. А к нам в регион как раз приходит производитель элитной водки. На ульяновском заводе собираются делать водку, входящую в топ крупнейших премиальных водок в России. А это миллионы рублей в бюджет.
Теперь надо, чтобы и местное пиво вытеснило конкурентов.
С другой стороны, в области идет борьба с алкоголизацией населения. Пока исключительно запретительными методами. Нельзя купить водку после восьми часов вечера. Недоступна «беленькая» по выходным дням и по отдельным праздникам (в том числе «Последний звонок», «День города»).
А прямо перед майскими праздниками в городе устроили «шоу» по изъятию лицензий у торговых сетей, которые продали алкоголь подросткам. Что это было, для многих так и осталось загадкой. То ли случайность, то ли целенаправленная акция конкурентов с использованием несовершеннолетних. В итоге некоторые магазины теперь продают водку гражданам исключительно после предъявления ими паспортов.
Пить или не пить?
Не значат ли все эти меры, что область уверенно идет к «сухому закону»? И что думают по этому поводу ульяновцы?
Олег Асмус, министр экономического развития Ульяновской области:
— Отрицательно отношусь к «сухому закону». Не в этом корень зла…
Сергей Герасимов, бизнесмен:
— Жизнь показала, что тогда, в конце 80-х, это было ошибкой. У нас разные люди, и одними запретами проблему не решить. Всегда должна быть альтернатива. Надо тогда занять людей чем-то, чтобы они не пили.
Алексей Рыжов, руководитель пресс-службы областного УМВД:
— Запрет был, но пить меньше не стали. Появилось подпольное движение – люди начали гнать самогон. Поэтому запретом проблему не решить. Должна быть умеренность в распитии алкогольных напитков. Так сказать, культура потребления.
Владимир Ядвинский, предприниматель:
— Для русского человека «сухой закон» неприемлем. Надо воспитывать культуру пития и бороться с «левым» алкоголем. Сейчас много некачественной водки.
Антонина Васильевна, пенсионерка:
— Глупость это – «сухой закон». Ну почему в праздник не выпить стопочку-другую? Надо просто знать меру. Люди все равно найдут способ обойти запрет.
Арсений КОРОЛЕВ
*Кстати
По подсчетам Минздрава России, официальный показатель среднедушевого потребления алкоголя в стране снизился и в 2014 году составил 11,78 литра в год. В 2013 году показатель составлял 11,87 литра, а в 2008 году — 16,2.
В соответствии с бюджетом Ульяновской области на 2015 год, акцизы за год должны вырасти на 5%, в результате чего доходы от них составят около 5 млрд рублей.
Пъяный конному не пеший
Пойду затарюсь горючкой. В выходные – сухие / постные дни…. На работе пить надоело.
сухие / постные дни
https://youtu.be/S-syTxeJCFA
Пъяный конному не пеший
Правильно Игорь поёт. Плохих песен у него нет. Молодца!! И про васильки и ромашки – в ту же тему.
Дворовый
Во дворах у нас по-прежнему одни гопо-бухари-калдыри. Вечером, после 19:00 с детьми уже не выйти – кругом пьют и курят. Какой пример? Город вроде, а культуры нет вообще.
Ладно бы просто бухали. Тихо сидеть и беседовать – никто ж не против.
Но они ж орут, мусорят, ссут, срут, выясняют отношения (в целом сводящиеся к тому, у кого струя дальше).
Не можешь пить и вести себя адекватно – не пей на людях и с людьми. Нажрись в своей домашней уборной и там уж – сри, блюй да харкай.
Ну, правда – на Новом венце убрали бухло – вот людям рядом живущим хоть немного повезло. Бухари бывают, но на порядок реже, чем у нас во дворах (что в Засвияжье, что в Киндяковке, что на Севере).
Сухой законе – бесполезный. Он работает там, где его не хотят обойти. У нас не заработает.
Но элементарные правила поведения и элементарные границы дозволенного должны быть.
Иначе вернёмся в зассанный быдлятник, из которого начали потихоньку выползать.
Пъяный конному не пеший
Имеем право петь пестни до 23.00! И дети пусть поют.
“..Таганка….!!!”
Ульяновск – культурная столица!
http://www.youtube.com/watch?v=_-QPvffO1gs
Если бы не идиотизм Горбачева –
могло получиться хорошее дело. О ” сухом законе ” речь не шла, сокращалось производство бормотухи, ограничивалась торговля водкой и т.д. Но даже с извращениями, результат был – резко сократилась смертность, да и пить стали меньше. А самогонщики и дерьмоглотатели будут всегда, пока не передохнут от отравы.
Влад
“Услужливый дурак опаснее врага”. “Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет”. О ком это?
Чтобы алкаши не справляли естественные потребности возле домов должна быть полиция. А ее сократили. Власть, де – факто, разрешила хулиганить и распивать спиртные напитки в общественных местах.
Тутанхомон
Если взять количество полиционеров на душу населения сейцчас и в СССР, то тогда их было в трое меньше и в десятеро результативнее работали! Ваш аргумент мимо!
БМВ
“Культура пития”, когда человек может ограничиться 1-2 стопочками в праздник – очень эфемерное понятие. Большинство алкоголиков начинали “культурно употреблять” и заканчивали, в лучшем случае, на больничной койке. От алкоголя, несмотря на некоторое снижение, продолжает гибнуть огромное количество людей молодых и трудоспособных. Перекос с “сухим законом” конечно был и, на мой взгляд, заключался он только в слишком быстром применении всех мероприятий. Во времена “становления демократии” перекос произошел в другую сторону – алкоголь продавали где угодно, кому и когда угодно. Ограничительные меры должны быть, иначе нас ждет судьба коренных народов Северной Америки.