17 мая в Ульяновске, как и по всему миру, отметили Международный день памяти умерших от СПИД. Хотя сегодня о ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) и СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита — последняя стадия ВИЧ) слышали все, большинство из нас уверены, что эта проблема может коснуться кого угодно, только не его. Но от этого вируса никто не застрахован. В этом убедились корреспонденты «МГ», выслушав три абсолютно разные истории ВИЧ-инфицированных людей, жителей Ульяновска.
«Ни о чем не жалею»
34-летняя Ирина скоро в третий раз станет мамой. У нее уже есть двое детей от прошлого брака, и недавно они с нынешним мужем решили завести общего ребенка. Муж Ирины ВИЧ-инфицирован.
— Об инфекции супруга я узнала от своей подруги. Ее муж — друг моего, — вспоминает Ирина. — Когда узнала, спросила: «Зачем скрывал? Лучше бы я от тебя узнала, чем от других». Муж плакал, говорил, что не знал, как сказать, боялся, что я от него уйду. Мы тогда с ним прожили уже год, не предохранялись. Я думала, что уже заражена, а оказалось, что нет. Заболела только в марте, уже во время беременности.
Вообще, я о ВИЧ к тому времени много знала. Были ВИЧ-положительные знакомые, поэтому стало интересно, как с ВИЧ люди живут, много в интернете читала. Так что я была готова и отнеслась к диагнозу мужа спокойно. А вот когда забеременела, в женской консультации врач и заведующая вдвоем уговаривали на аборт: «Вы что?! С таким диагнозом — какой ребенок родится?..» По персоналу вижу брезгливость к себе. Хорошо, в Центре профилактики и борьбы со СПИД врачи поддерживают, всегда в хорошем настроении туда иду. И знаете: я ни о чем сейчас не сожалею.
С 14-ой недели беременности Ирине назначили лечение, она наблюдается у врачей. Лекарства ей выдают бесплатно. Говорит, что сейчас для нее главное, чтобы был здоров ребенок, а в остальном в ее семье все хорошо.
— Хочу пожелать, чтобы ВИЧ-положительные люди сильно не переживали. Самое главное — следовать советам врачей. И не заставлять их за собой бегать. Бывает, многие не пьют назначенные лекарства. Как плохо становится — прибегают, а уже поздно.
Разрушительный вирус
Не послушала в свое время врачей другая наша собеседница, 35-летняя Ольга.
— Я институт закончила, до этого колледж. Работала на фабрике швеей. Друзья у меня такие хорошие были, верные. В девяностые годы всякое было… Я курила, пиво пила, но наркотики никогда не употребляла. Мужу не изменяла, — сбиваясь, рассказывает женщина.
В 2004 году Ольга вышла замуж, вскоре родила ребенка. Муж работал вахтовым методом в другом регионе. О том, что ВИЧ-инфицирована, женщина узнала в 2007 году. Тогда, забеременев во второй раз, она сделала аборт. Видимо, при этом взяли анализы, и вскоре ей пришла «повестка» с диагнозом.
Вообще, говорить с Ольгой было трудно. Худенькая женщина с нездоровым цветом кожи перескакивала с одной темы на другую, ежеминутно вставляла «как его…», с трудом подбирая слова. У нее постоянно менялось настроение. Вот она с улыбкой вспоминает студенческие годы, а вот уже рыдает…
Как нам позже объяснили врачи, у Ольги заболевание перешло в стадию СПИД, и вирус поразил ее нервную систему. А дошло до этого потому, что, узнав о заболевании еще восемь лет назад, женщина обратилась к специалистам только в прошлом году. Тогда в больницу попал ее 10-летний ребенок, и у него тоже нашли ВИЧ. Но и сейчас к лечению женщина, по словам врачей, относится не слишком серьезно. Состояние и Ольги, и ее сына тяжелое…
Достиг всего
Наш третий собеседник — общительный, приятный мужчина 33 лет.
— До диагноза я учился в вузе, — рассказывает Сергей. — Студенческая жизнь — она бурная… Уже когда окончил университет и был в поисках работы, узнал, что у кое-кого из моих друзей обнаружили ВИЧ, и решил тоже сдать анализы. Нашли инфекцию.
Сергей признается: шока он не испытал. Это было в 2000 году, когда о ВИЧ еще было известно не так много, поэтому он сперва и не понимал, что это значит. Позже стал изучать этот вопрос и сразу же обратился в Центр профилактики и борьбы со СПИД. Там его проконсультировали специалисты, объяснили, что с этим вполне можно жить. С самого начала Сергей наблюдался у врачей, следил за здоровьем. Когда стало необходимо, ему назначили лечение: препараты, снижающие действие вируса на организм. Стоит отметить, что препараты от ВИЧ выдают бесплатно в Центре профилактики и борьбы со СПИД. Но Сергей заказывает их сам из-за границы. Говорит, импортный препарат ему принимать удобнее, да и средства пока позволяют. Главное: если начал принимать препараты, останавливаться уже нельзя.
— Я бы не сказал, что моя жизнь после диагноза поменялась. Я не паникую, слежу за новостями. Женат, супруга знает о моей болезни. Когда мы познакомились, я был честен с ней, она приняла это нормально. У нас есть ребенок. И жена, и он здоровы. В принципе, у меня есть все, что нужно для нормальной жизни: любящая и любимая жена, ребенок, достаток хороший. Единственное, дачи пока нет, — добавляет Сергей, смеясь. — Хочу приобрести и отдыхать на природе в наших живописных местах.
По слова Сергея, многие не задумываются о ВИЧ, пока с ним не столкнутся. Поэтому молодым ребятам он советует не вести беспорядочную половую жизнь, предохраняться. Но если даже человек узнает, что ВИЧ-инфицирован, крест на себе ставить не нужно. Медицина и наука развиваются, есть препараты, которые позволяют дожить до глубокой старости, если вести нормальный образ жизни.
P.S. Истории наших героев — абсолютно разные, но все они показывают: ВИЧ — не приговор, если вовремя показаться специалисту, следовать его рекомендациям и, если нужно, проходить лечение. Мы сами распоряжаемся своей жизнью, и если инфекции не удалось избежать, то надо хотя бы не дать ей победить себя.
* Имена героев изменены и их фотографии не публикуются по понятным причинам.