Ульяновские автомобилисты, не дожидаясь результатов инициированной Генеральной прокуратурой тотальной проверки топливных компаний, самостоятельно отправили на анализ образцы дизельного топлива семи АЗС, работающих под разными брендами. Результаты насторожили и вызвали немало вопросов.

Активисты отобрали пробы дизельного топлива на семи АЗС области: «Роснефть», «Татнефть», «Лукойл», «Ульяновскцентргаз» (УЦГ), «Ресурс-Ойл», «Оптан» и «Эко-нефть». В лабораторных условиях они проверялись по одному из ключевых показателей качества – содержанию массовой доли серы.

Продукты сгорания сернистого топлива обладают повышенной коррозионной активностью, что снижает ресурс цилиндро-поршневой группы и выпускной системы автомобиля. А еще – подавляет эффективность каталитического нейтрализатора и со временем выводит его из строя. На волне тотальной борьбы за экологию требования к содержанию серы становятся все жестче: к примеру, если Евро-2 допускало содержание серы на уровне 500 миллиграммов на килограмм топлива, то Евро-3 – 150 мг/кг, Евро-4 – 50 мг/кг, а Евро-5 – 10 мг/кг.

На ульяновских заправках реализуют дизтопливо разного класса, причем заявленная продавцом категория не всегда соответствует действительности. К примеру, на товарном чеке АЗС УЦГ топливо обозначено как «ТМС (ДТ)» (28,5 рубля за литр), а в лаборатории его отнесли к классу Евро-3. Однако, как показал анализ, качество горючего недотягивает даже до него – фактическое содержание серы оказалось на уровне 9540 миллиграммов на килограмм, что выше предельно допустимой нормы в 64 раза.

На АЗС «Ресурс-Ойл» (ИП Сербуков Н.В., 33,5 рубля за литр) и «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», 33,49 рубля за литр) дизтопливо обозначено классом Евро-4, однако в первом случае содержание серы превышено в 175 раз, во втором – оно в норме (44 мг/кг). Дизель Евро-5 реализуют на заправках «Оптан» (ООО «БашнефтьРозница», 33,5 рубля за литр), «Лукойл» (ООО «ЭкоНефть», 33,5 рубля за литр), «Эко нефть» (ИП Долгов, 28,5 рубля за литр) и «Татнефть» (ООО «Татнефть АЗС-Центр», 35 рублей за литр). Однако, судя по результатам лабораторных исследований, топливо на АЗС «Лукойл» (фактическое содержание серы 19 мг/кг вместо предельно допустимых 10 мг/кг) и «Эко нефть» (3925 мг/кг, или в 393 раза выше нормы) вряд ли можно отнести к наивысшему классу.

Отвечает заявленным требованиям солярка лишь на АЗС «Оптан» (фактическое содержание серы – 6 мг/кг) и АЗС «Татнефть» (3 мг/кг).

Впрочем, разобраться в брендах АЗС и качестве реализуемого на них топлива рядовому ульяновскому автомобилисту весьма непросто. Под известными всем вывесками работают местные поставщики, при этом, кто конкретно отвечает за конечный продукт, непонятно. Если, к примеру, «Эко нефть» и «ЭкоНефть» это разные организации, то почему у них столь похожие названия? Если же это одна и та же фирма, то чем объяснить столь заметное отличие в качестве продаваемого на заправках топлива?

Как уже писал «СК» в номере за 23 мая, в настоящее время органы прокуратуры по поручению президента Владимира Путина проводят проверку нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и автозаправочных станций на территории региона. В ответ на публикацию читатели из числа водителей призывают прокуратуру проверить не только качество топлива на АЗС, но и соблюдение объемов отпуска горючего.

Современные программы управления колонками подвергаются настройкам, в результате которых при каждой заправке порой происходит недолив бензина, жалуются автомобилисты. Владельцы АЗС пользуются тем, что установить факт нарушения, а тем более доказать его рядовому потребителю практически невозможно.

Дмитрий Минаев