Денис Мацуев выступил в Ульяновске с концертом-презентацией рояля, приобретенного для нашей филармонии по его настойчивой рекомендации. Исполнив «Времена года» Чайковского, «Крейслериану» Шумана и Сонату №2 Рахманинова, он продемонстрировал все те достоинства нового инструмента, о которых рассказал на пресс-конференции: бархатные низы, бриллиантовые верха и в целом удивительно красивый тембр.

Представляя рояль, Мацуев назвал «Steinway&sons» королем роялей и сравнил его уровень с машинами марки «Роллс-ройс», занимающими, по его мнению, первое место в иерархии автомобилей.

– Это не значит, что другие рояли плохие, поспешил уточнить музыкант. – Как говорил великий Станислав Рихтер, не бывает плохих роялей, бывают плохие пианисты. Но наличие «Стенвея» в регионе – это некий показатель культуры, определенная планка. Я так рад, что теперь в Ульяновске есть «Стенвей» с его потрясающим звуком. Я впервые выступаю в Ульяновске с сольным концертом, это огромная честь для меня, и я отношусь к этому вечеру с особым трепетом. Дай Бог, чтобы этот рояль не просто стоял, а чтобы на нем постоянно играли. Верю, что его и содержать будут правильно. Ведь рояль – это живой организм, который реагирует на смену температур и влажность.

Мацуева можно было бы упрекнуть в откровенном пиаре «Стенвея»: он сам заявил, что за последние два с половиной года убедил губернаторов и меценатов из разных регионов России купить рояли именно этой арки. Однако известно, что довольно часто пианист приезжает на гастроли с роялем «Yamaha», на котором завоевал победу на конкурсе имени Чайковского. А в начале апреля его пригласили на ужин в дом Шостаковича, и он поиграл на его рояле «Bluthner» 1929 года выпуска. В своем блоге Мацуев написал: «У меня была возможность сыграть на этом рояле, и, конечно, это необыкновенный опыт. Должен сказать, что это абсолютно уникальный инструмент. Вот что значит старые инструменты! «Блютнер» просто фантастически звучит».

– Денис Леонидович, недавно Ваш диск с записью Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского был признан одним из десяти лучших исполнений этого произведения.

А чья трактовка является эталонной для Вас?

– К счастью, в нашем цехе нет рейтингов и мировых рекордов, но лучшим исполнителем Первого фортепианного концерта для меня остается Ван Клиберн. Еще в детстве я слушал его запись 1958 года на первом конкурсе имени Чайковского в Москве. Первые аккорды этого концерта я выучил по слуху с этой записи, а потом копировал ее. Удивительно, что в разгар холодной войны Хрущев разрешил признать лучшим американского исполнителя. Но он играл гениально, и все говорили о нем: его игра была рахманиновской – по текучести, по меланхолии, по трогательности, по экспрессии.

Отдав Клиберну первую премию, Хрущев поднял конкурс имени Чайковского на необычайную высоту.

Свой концерт пианист начал с цикла «Времена года», который исполнил очень тонко, вдумчиво, деликатно, с большим пиететом к Чайковскому. Мацуев подчеркнул, что «Времена года» редко звучат целиком, чаще пианисты играют отдельные пьесы. А он в год 175летия со дня рождения Чайковского исполняет «Времена года» на всех своих концертах.

– Это одновременно очень сложное и очень простое произведение, – сказал пианист. – Эта музыка с ее сменой настроений и образов мне очень близка.

Жаль, художественный руководитель симфонического оркестра Олег Зверев заявил, что новый рояль закроют на замок и будут открывать лишь для выступления именитых пианистов. В частности, на следующий сезон приглашены Мирослав Култышев, Анна Маликова, Никита Мндоянц, Евгений Михайлов, Николай Саратовский, Вадим Вартанян и Борис Березовский. Мацуев, очевидно, не зная об этом намерении, сказал, что юным талантливым пианистам полезно поиграть на таком высококлассном инструменте – это поднимет их исполнительский уровень. Так что победителям филармонического проекта «Мир детства» повезло, что накануне презентации им разрешили прикоснуться к «королю роялей». Кстати, Денис Мацуев, директор фонда «Новые имена», пообещал, что программа придет в Ульяновск с отдельным проектом, чтобы набирать в свою команду новое поколение талантливых музыкантов. А директор регионального отделения Российского фонда культуры Виктор Иванов напомнил пианисту о его обещании принять участие в праздновании 25-летия ульяновских «Новых имен» 31 октября этого года, и тот подтвердил свое согласие приехать.

Что ж, для юных талантов в зале Мемцентра останется второй «Стенвей», купленный 30 лет назад и за эти годы изрядно «разбитый». Правда, представитель фирмы в России Ирина Баринова подсказала хороший вариант по его реставрации: нужно лишь заменить механику («начинку») рояля, но обязательно на «родную» – это гораздо дешевле, чем покупка нового инструмента. А Мацуев, пребывавший перед концертом в приподнятом настроении, услышав фразу «старый рояль», тут же напел знаменитую в свое время песенку Игоря Скляра.

Анна Школьная