Государственный доклад Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова на пленарном заседании V Поволжской экологической недели.

Добрый день, дорогие друзья!
Искренне рад приветствовать всех вас на пятой Поволжской экологической неделе. Все мы видим, что за пять лет она стала по-настоящему серьёзной и авторитетной экспертной площадкой. Мы с вами, совместными усилиями, смогли создать такую замечательную возможность для обсуждения актуальных вопросов и выработки решений по проблемам экологии всего Поволжья. От всей души благодарю каждого из вас за участие в работе!
Уважаемые коллеги!
Охрана окружающей природной среды является государственным приоритетом Ульяновской области!
Сегодня, во исполнение Федерального Закона «Об охране окружающей среды», я хочу доложить вам о той работе, которая была проведена Правительством Ульяновской области в сфере экологии и природопользования в 2014 году.
Мы ставили перед собой ряд задач:
– усовершенствовать систему по защите зелёных насаждений в связи с участившимися случаями незаконной рубки зелёных насаждений и в целях обеспечения сохранности и воспроизводства зелёных насаждений в населённых пунктах Ульяновской области –по моему поручению разработано Распоряжение Губернатора Ульяновской области “О дополнительных мерах по защите зелёных насаждений” № 52-р от 06 февраля 2015 г.;
– разработать систему муниципального контроля в Ульяновской области – в настоящий момент во всех муниципальных образованиях региона введена должность главных экологов и выстроена горизонтальная и вертикальная работа с ними;
– в 2014 году сформирован новый состав Экологической палаты Ульяновской области – уникальный в России общественный экспертный орган экологического профиля. На результатах его работы я остановлюсь подробнее далее;
– подготовлены два важных документа: Экологическая доктрина Ульяновской области и распоряжение Губернатора Ульяновской области «О сохранении, благоустройстве и использовании родников на территории Ульяновской области».
Вы уже знаете, что нами подготовлен большой ежегодный государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в нашем регионе по итогам 2014 года.
Этот документ традиционно включает данные об экологической обстановке и природоохранной деятельности в Ульяновской области. Доклад находится в открытом доступе (на сайте agro-ul.ru). Уверен, он будет интересен всей экологической общественности – и научным кругам, профессиональным экологам, и экологам-любителям.
Кстати, мы далеко не случайно презентуем общественности наш госдоклад в сфере экологии именно в эти дни. Начало лета уже стало традиционный центром притяжения экологических и природоохранных событий, как местного и регионального, так и всероссийского уровня. Здесь и наша Поволжская экологическая неделя, и Дни Волги, и Единые дни защиты малых рек и водоемов и так далее.
Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех присутствующих и с ближайшими профессиональными праздниками – во-первых, со Всемирным днём охраны окружающей среды, а во-вторых – с Днём эколога.
В эти дни мы по традиции чествуем представителей научных, волонтёрских организаций, активистов, добровольцев и просто чутких, неравнодушных людей – всех, кто по долгу службы и по призванию содействует большому и очень важному делу – сбережению природного богатства. Чуть позже мы обязательно отметим ваш вклад в повышение экологического благополучия.
А сейчас мне хотелось бы остановиться на проблемных направлениях, которые с одной стороны отражены в госдокладе, а с другой стороны обсуждались в ходе самой Поволжской эконедели. По ряду из них уже выработаны комплексные решения, они отражены в итоговой резолюции. А по некоторым пути решения ещё только намечены, и здесь мне хотелось бы высказать свою позицию относительно их решения.
Первое. По проблемам атмосферного воздуха. В прошлом году практически по всем исследуемым видам выбросов мы увеличили количество отбираемых проб (исключение только по диоксиду серы – снижение количества проб на 45%). При этом сформированная статистика не выявила превышения предельно допустимых концентраций опасных веществ в воздухе (в том числе по канцерогеноопасным веществам). С одной стороны это хорошо.
Но, тем не менее, проблема существует. В нашей области около 70% загрязнителей (а это и теплоцентрали, и промпредприятия) осуществляют выбросы опасных веществ именно в воздух. И эти выбросы являются наиболее опасным видом загрязнения, так как после попадания в окружающую среду не проходят никакой естественной или искусственной фильтрации и напрямую оказываются в организме человека.
Сегодня мы в обязательном порядке ориентируем новые и уже действующие предприятия всех секторов экономики на использование экологически чистых технологий, на обновление производственных линий.
В частности, мы начали реализацию проекта по формированию специального областного реестра экологически ориентированных предприятий. Вы знаете, что аналогичный реестр в настоящее время ведётся общероссийским экологическим движением «Зелёная Россия», с которым у нас заключено соглашение о сотрудничестве. Чтобы войти в реестр (присутствие в котором даёт предприятию некоторые преимущества), нужно выполнить определённые условия, которые будут свидетельствовать о том, что предприятие стремится повысить степень экологической безопасности своего производства.
Подобный подход реализуется и на общероссийском уровне. Уже в этом году, в России будет проведена масштабная переоценка всех производственных фондов, а затем – специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. На устаревшие производственные фонды будет повышена налоговая нагрузка.
Одновременно с этим федеральный центр планирует ускорить внедрение современных экологических стандартов, которые будут носить характер норм прямого действия.
Мы разделяем и полностью поддерживаем эти решения.
Сегодня я призываю руководителей всех ульяновских предприятий и организаций ещё раз обратить внимание на эти вопросы и принять меры для перехода на экологически чистые технологии. Здоровье граждан и сохранность природы – главные приоритеты.
Отдельно хотел бы обратить ваше внимание на выбросы, источником которых является транспорт (и общественный, и частный). В прошлом году в отношении общественного транспорта мы уже начали практическую работу в части снижения экологической нагрузки – автобусный парк переводится на газомоторное топливо, что существенно снижает его вклад в загрязнение атмосферного воздуха.
Вместе с тем, мы понимаем, что нужно двигаться и дальше, постепенно совершенствуя всю транспортную систему наших городов и других населённых пунктов (где влияние транспорта на качество воздуха наиболее высоко).
Поэтому считаю объективно необходимым провести санитарно-экологическую экспертизу транспортных схем населённых пунктов Ульяновской области (особенно областного центра) на предмет оценки воздействия загрязняющих веществ в атмосферу и качество жизни граждан. По итогам этой работы мы сможем увидеть, какие территории, что называется, «задыхаются» от газов и пыли, и где объективно нужна перенастройка транспортных потоков.
Второе. По водным ресурсам и водохозяйственным объектам. Есть довольно большие опасения, как в части крупных водных источников, так и в части малых рек и озёр, а также подземных источников питьевого водоснабжения. Во многих водных объектах вода существенно загрязнена.
При этом с одной стороны, объём пресной воды, который потребляет население области для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, ежегодно возрастает (за прошлый год – рост на 3,7%). А с другой стороны, большинство очистных сооружений работает неэффективно и не производит очистку сточных вод до нормативного качества. Есть нарушения и в части сброса сточных отходов в водные объекты.
Поэтому нам необходимо обратить особое внимание на наше отношение к водным ресурсам – и как источнику питьевого водоснабжения, и как к ресурсу хозяйственной деятельности, и (что наверное самое важное) как к части окружающей нас природной среды, которую мы должны оберегать и сохранять.
Здесь, прежде всего, хочу обратить ваше внимание на вопрос, который носит масштабный, межрегиональный характер и касается нашей с вами работы в рамках Декларации о Волге, которая была подписана два года назад. Очень жаль, но пока этот документ реализуется не так активно.
Да, мы принимали участие и в акции по очистке волжских берегов от мусора, и в целом ряде просветительских акций. Здесь и Дни чистой Волги, и многочисленные субботники, проводимые как на областном, так и на муниципальном уровне. Но в целом работа должна выйти на принципиально новый уровень, стать более масштабной и централизованной.
По итогам нашей с вами работы в рамках Экологической недели необходимо направить в Правительство Российской Федерации и Министерство природных ресурсов РФ новые предложения о возобновлении практической реализации федеральной целевой программы по экологической реабилитации бассейна реки Волга.
Волга – это наше национальное достояние. Поэтому крайне важно консолидировать усилия всех приволжских регионов, чтобы сохранить этот поистине огромный и уникальный природный комплекс – как для нынешнего, так и будущих поколений. Это мы сможем сделать только вместе.
Считаю, что в 2015 году, будучи инициатором принятия Декларации о Волге, именно Ульяновская область должна начать серию стратегических переговоров со всеми 15-ю регионами, по территории которых протекает великая река. Мы должны стать координатором этой масштабной работы, работы по практическому воплощению идей Декларации о Волге!
Так же серьёзно нам необходимо работать и в отношении наших малых рек и других водных объектов. В прошлом году мы направили на это направление более 43 млн. рублей – очищали и регулировали русла малых рек, ремонтировали расположенные на них гидросооружения. В 2015 году эта работа продолжится.
В течение года будут проведены работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в двух муниципальных образованиях на сумму более 15 млн. рублей, а также регулированию русла рек Барыш и Карсунка. Такие работы уже сейчас позволяют нам защищать от негативного воздействия вод более полутора тысяч ульяновцев (1575 человек) и предотвращать материальный ущерб на сотни миллионов рублей.
Кроме того, сейчас перед нами стоит важная задача по сохранению и благоустройству родников. В этом году мы планируем создать атлас родников, расположенных на территории Ульяновской области. Сегодня я подпишу специальное Распоряжение «О сохранении, благоустройстве и использовании родников на территории Ульяновской области». Мы понимаем, что любой родник несёт в себе особое экологическое, историко-культурное, эстетическое и рекреационное значение. Поэтому такую работу мы будем проводить обязательно.
И ещё одно направление, которое, с одной стороны, напрямую зависит от качества водных ресурсов, а с другой несёт в себе сильный импортозамещающий потенциал – отрасль рыбоводства. Сегодня у нас есть 18 рыбопромысловых участков площадью более двухсот тысяч гектаров (212,3 тыс. га), более двух тысяч рек, и столько же прудов и озёр. Но нет должного развития.
Водные биоресурсы нашего региона, при условии их целенаправленного развития, могут и должны обеспечивать продукцией значительную часть ульяновцев. Пока это направление в значительной степени развивается стихийно. Поэтому нам необходимо серьёзно потрудиться и выстроить систему работы на всех этапах – от качественного содержания рек и водоёмов, до сбыта готовой продукции.
Наша общая задача – создать благоприятные условия для дальнейшего развития рыбной отрасли, для роста объемов производства и выпуска высококачественной продукции. Эта задача отвечает и нашим запросам, и требованиям времени, и внешнеполитическим вызовам, с которыми сейчас сталкивается наша страна.
Третье. По отходам ТБО. К сожалению, пока этими вопросами вплотную занялись не все муниципалитеты. Нам надо повсеместно наращивать темпы работы в части совершенствования системы сбора и переработки отходов.
Важно продолжить работу по ликвидации и предотвращению появления несанкционированных свалок. В прошлом году эта задача решалась успешно. Была выявлена почти тысяча (989) незаконных свалок общим объёмом более полутора сотен тысяч кубометров мусора (153,9 тыс.м3). 968 из них – ликвидированы полностью.
Однако уже в первом квартале 2015 года администрациями муниципальных образований выявлено 240 новых свалок, содержащих 13 тысяч тонн отходов. Важно не допускать дальнейшего образования таких участков. А для этого необходимо создавать приемлемые, удобные условия для складирования и переработки мусора для жителей и организаций.
Постепенно мы будем развивать систему раздельного сбора и последующей переработки отходов. Опрос, проведённый нами в прошлом году, показал, что 66% жителей нашего региона готовы к введению системы сортировки ТБО. Из них лишь 17% указывают на экономическое стимулирование в качестве мотивационного фактора. Для оставшихся 49% достаточным условием является наличие контейнеров для раздельного сбора ТБО. Этот факт должен быть принят во внимание при планировании мероприятий по внедрению раздельного сбора ТБО как одного из базовых принципов совершенствования системы обращения с отходами.
Нам объективно необходимо уйти от складирования, а затем и от временного хранения ТБО, в пользу незамедлительной и полной переработки любых видов мусора, образующегося в наших населённых пунктах.
Мы должны использовать пригодные для переработки материалы. Тем более, что сейчас вводится запрет захоронения отходов, содержащих полезные фракции (и совсем скоро вывоз на свалку, например, бумаги станет противоправным действием).
На новую систему работы с отходами мы будем ориентировать и предприятия, работающие на территории Ульяновской области. Тем более, что в экономику страны возвращается понятие «экологический сбор».
В этом году нам необходимо определить регионального оператора по обращению с отходами и выстроить его работу в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ульяновской области и региональной программой в области обращения с отходами.
Кстати, в настоящее время, с учётом законодательных новшеств, мы уже подготовили новую областную Концепцию обращения с отходами производства и потребления на период с 2015 по 2025 годы. Уже в этом году мы начнём её практическую реализацию.
Четвёртое. Об особо охраняемых природных территориях. Мы реализуем самую масштабную программу сохранения живой природы за всю историю нашего региона. Её выполнение позволит довести площадь особо охраняемых природных территорий до 7% территории области.
Сейчас в Ульяновской области действует уже 142 ООПТ регионального значения. В 2014 году, в соответствии с Программой развития системы территориальной охраны природы Ульяновской области, мы создали сразу 11 особо охраняемых природных территорий областного значения. Среди них:
1) ландшафтные памятники природы: «Аксаковское болото», «Белгородский овраг», «Варваровская степь», «Вечное болото», «Вырастайкинская степь», «Каменистые меловые степи у села Тушна», «Лебяжье болото»;
2) государственные природные комплексные заказники: «Бахтеевские увалы», «Богдановский», «Вязовские балки», «Сурские вершины».
Кроме того, сейчас по моему поручению уже разработан проект создания на базе Ульяновского дендропарка естественнонаучного комплекса, который будет включать в себя крупный ботанический сад. Ещё один проект, заслуживающий внимания, касается экологически ориентированного градостроительного освоения поймы реки Свияга и создания ланшафтного парка «Свияжская Лука». Есть и другие проекты.
Мы, как и прежде, намерены увеличивать количество ООПТ, так как это наиболее эффективный способ сохранения растительности и животного мира на нашей территории. При этом я с радостью хочу констатировать тот факт, что создание особо охраняемых природных территорий на сегодняшний день поддерживает уже 82% ульяновцев! По мнению опрошенных жителей региона, это важнейший фактор сохранения окружающей среды. Уверен, совсем скоро осознание важности сохранения природной среды придёт к каждому жителю нашего региона.
Но, подчеркну, наряду с созданием новых ООПТ нам необходимо обеспечить на их территории соблюдение соответствующих природоохранных режимов, а также активнее развивать так называемый экологический туризм. Цивилизованный, интересный, безопасный для природы и самих людей.
Главная цель – кардинально изменить отношение нашего населения к природе, на несколько порядков повысить уровень экологической культуры людей. А это значит – воспитать в наших жителях ответственное отношение к природе своей Родины.
В этой связи, пятое направление – экологическое воспитание. В настоящее время всё острее встает задача внедрения дополнительного экологического образования в форме открытых вариативных занятий. У нас в области уже есть положительный опыт работы по организации экологического просвещения.
В свое время мы пошли нетрадиционным путем. Наше ноу-хау, которого нет нигде в России – создание областных опорных экологических площадок – структурных подразделений бывшего детского Экологического центра – в лучших сельских школах практически во всех районах. Такие площадки у нас действуют с 2000 года. Это проводники всей работы по экологии в своем муниципалитете.
В 2014 году наш Областной детский экологический центр (ныне это Естественнонаучный комплекс Дворца творчества детей и молодёжи) был принят в состав ассоциированных школ ЮНЕСКО как «центр для инноваций» в своем регионе. Это первая областная организация дополнительного экологического образования детей, вошедшая в состав всемирной сети школ ЮНЕСКО в ПФО.
Для расширения сети и обеспечения доступности экологического образования широкому кругу школьников, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, для привлечения ребят, которые не имеют возможности выезжать для участия в конкурсах в г. Ульяновск из сельской местности широко внедряется в практику использование Интернет технологий. В режиме он-лайн проводятся интернет-олимпиады по экологии, географии и биологии, конкурсы.
Наши учреждения дополнительного образования тесно сотрудничают и выполняют совместную научную работу с научными лабораториями, центрами и экологическими организациями.
Вместе с тем, нам объективно необходимо выводить экологическое образование на новый уровень. И я рад, что такая работа нами уже начала проводиться.
В частности, в прошлом году Правительство Ульяновской области приступило к реализации амбициозного проекта по открытию в Ульяновской области интерактивного научно-развлекательного центра для детей и молодёжи «CEREBRUM», который станет уникальной площадкой для апробации новых форм и методов профориентационной работы и предпрофильной подготовки, одним из инструментов долгосрочной подготовки кадров для территориально-производственных кластеров Ульяновской области (в том числе в области сельского и лесного хозяйства). В этой связи в ближайшие годы новое развитие получат программы предпрофессионального образования и профессиональной ориентации.
Кроме того, у нас есть широкое поле для работы в части формировании системы школьных лесничеств. Когда-то их было у нас 86, сейчас их осталось всего 17. Да, у нас ежегодно проходит слёт школьных лесничеств, проводится областной юниорский лесной конкурс «Подрост». Но тем не менее, нам надо расширять сеть школьных лесничеств.
Считаю, что в каждом образовательном учреждении такая структура должна быть обязательно. Это даст возможность учащимся знакомиться с живой природой не просто с обывательских позиций, а уже с научно-образовательной точки зрения.
Шестое. Говоря об экологическом воспитании и ответственном отношении к природе, не могу обойти стороной вопрос об участии общественности в экологической жизни нашего региона.
Для того чтобы максимально приблизить общество к непосредственному участию в решении экологических проблем, мы создали целую систему, позволяющую любому жителю Ульяновской области высказать своё мнение или сделать практический вклад в экологическое благополучие нашего региона, конкретных населённых пунктов.
В эту систему входит и зарекомендовавшая себя с положительной стороны Экологическая палата (которая, обновив состав, заработала с новой силой), и недавно созданное Экологическое правительство, которое также с первых дней своей работы включилось в активную экологическую жизнь региона. В 2014 году был учрежден Совет промышленных экологов Ульяновской области.
Представители общественности всё чаще становятся участниками различного рода экологических акций практически во всех сферах природоохранной работы – от лесовосстановления (акция «Посади и вырасти своё дерево») до участия в ежегодных эко-субботниках, от плановой просветительской работы со школьниками до целенаправленных, глубоких исследований флоры и фауны Ульяновской области в ходе выездных экспедиций.

Наконец, ещё одним элементом, который мы будем активно развивать, является созданный в прошлом году институт экологических инспекторов. Эта новая система приближена не только к общественности, к людям, но и к непосредственной экологической работе на местах. Кстати говоря, в 2014 году была приведена в конкретное природоохранное русло работа в сфере экологии в каждом муниципальном образовании – назначены главные экологи муниципалитетов.
Сегодня я прошу всех руководителей, присутствующих здесь, все общественные организации, всех экологов ещё теснее взаимодействовать друг с другом. У вас есть для этого все необходимые инструменты. В каждом районе, в каждом населённом пункте Ульяновской области такое взаимодействие должно работать на благо людей и природы.
При этом на мы со своей стороны всегда держим руку на пульсе происходящих событий: проблемы засыпки русла р.Свияга, горящие свалки, незаконная рубка деревьев и тому подобное – все эти вопросы находятся под постоянным надзором заместителя председателя Правительства Ульяновской области и главного эколога Ульяновской области.

Уважаемые коллеги!
Вопросам экологии и охраны окружающей среды мы уделяем всё больше внимания. Год от года мы ставим перед собой задачи глубокой экологизации экономики для существенного улучшения условий жизни населения, в том числе будущих поколений. Выполнение этих задач базируется на принципах «зелёной экономики».
Устойчивое развитие Ульяновской области, высокое качество жизни и здоровья населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Мы хорошо это понимаем. И сегодня, в дни Поволжской экологической недели, я хочу сообщить, что мы сформировали новую Экологическую доктрину Ульяновской области! Она была разработана с целью обеспечения непрерывного устойчивого экологического развития нашего региона.
Доктрина будет реализовываться в три этапа, в течение 2015-2030 годов:
Первый этап – подготовительный. В течение 2015-2020 годов будут модернизированы система государственного управления и нормативная правовая база, обеспечивающие эффективное сочетание административного регулирования и рыночных механизмов. Будет скорректирована и стратегия социально-экономического развития Ульяновской области, будут разрабатываться планы по реализации Экологической доктрины на уровне Ульяновской области и муниципальных образований, определяться приоритеты научных исследований, источники финансирования.
Второй этап – исполнительный. В этот период (2020-2025 годы) планируется осуществить предусмотренные Экологической доктриной практические преобразования в экономике и социальной сфере, реализовать региональные и отраслевые планы действий. На этом этапе ожидается получение первых результатов, а также улучшение состояния окружающей среды.
Наконец, третий этап – итоговый. С 2025 по 2030 год будет проведена оценка результатов выполнения Экологической доктрины, влияния её реализации на социально-экономическое развитие Ульяновской области; будет обобщён накопленный опыт. В конце этого этапа Экологическая доктрина будет пересмотрена и обновлена.
Задачи, определённые Экологической доктриной Ульяновской области, позволят поэтапно разрабатывать планы действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Ульяновской области.
Дорогие друзья!
Я остановился лишь на нескольких ключевых вопросах, которые являются наиболее заметными в сфере экологической работы в нашем регионе. Но, безусловно, есть и много других направлений, по которым мы продолжим активно работать и ждать результатов уже в 2015 году:
К ним относится доведение до логического завершения процесса по созданию национального парка «Сенгилеевские горы», разработка распоряжения Правительства о добровольном экологическом годе.
Среди них и создание единой системы экологического мониторинга, и увеличение бюджетных ассигнований на охрану окружающей среды, и реализация идеи воссоздания целевых экологических Фондов. В том числе – создание фонда, в который будут поступать средства за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Особый разговор – о необходимости широкого внедрения системы экологического образования и воспитания. Это относится не только к молодежи, но и к взрослым, в том числе особо – к руководителям предприятий и организаций, органов местного самоуправления. В том числе и тех, кто своими действиями или бездействием загрязняет окружающую среду и наносит серьёзный экологический ущерб.
Мы видим, что экологическая ситуация в Ульяновской области, пока остаётся очень сложной и неоднозначной, несмотря на ряд положительных характеристик нашего региона со стороны независимых организаций. Отмечу, что согласно рейтингу общественной экологической организации «Зелёный патруль», Ульяновская область по состоянию экологии стабильно занимает 7 место среди российских регионов и 1 место в ПФО.
Но мы хорошо понимаем, что сегодня в сфере экологии нам нужно сделать ещё очень много, разработать и принять новые серьёзные и действенные меры: организационные, законодательные, финансовые, контрольные. Делать всё это необходимо с широким привлечением экологической общественности. Потому что общество постепенно встаёт на защиту Природы в один ряд с государством.
Уважаемые коллеги!
Ещё раз благодарю всех вас за участие в пятой Поволжской экологической неделе. Уверен, совместными усилиями мы и дальше будем работать на благо экологии, сможем выполнить все стоящие перед нами задачи в сфере охраны окружающей среды! Сегодня каждый человек может внести свой личный вклад в охрану окружающей среды. И к этому нам надо стремиться!