Один из основных видов полезных ископаемых Ульяновской области – строительный песок. Он распространен почти повсеместно и пользуется большим спросом. Особенно сейчас, когда регион, как и вся Россия, переживает строительный бум.
Лицензии на разработку месторождений песка, а также на промышленную его добычу в Ульяновской области выдает министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов. Песок можно добывать и без лицензии, но только для использования в личных целях и с глубины не более 5 метров. Иногда встречаются недобросовестные недропользователи: добывают песок без лицензии и тайком продают его. Разумеется, никакими налогами их деятельность в этом случае не облагается. Выявлять нечестных предпринимателей – задача специалистов департамента природных ресурсов областного минсельлесхоза. Они регулярно проводят рейды и порой ловят нарушителей буквально за руку. В одном из таких рейдов побывал наш корреспондент.
– В министерство поступил сигнал о том, что в Енганаеве Чердаклинского района ведется незаконная добыча песка. У предпринимателя, в отношении которого поступила жалоба, имеется лицензия на изучение месторождения. Она не дает права добывать песок с глубины более 5 метров, а также продавать его, – рассказал нам директор департамента природных ресурсов Амир Галяутдинов.
По дороге в Енганаево корреспондент расспросил инспекторов. Выяснилось, что участок, о котором идет речь, расположен сразу за селом – там, где установлен известный всем памятник разбитому автомобилю «Финиш лихача». Предприниматель приобрел участок для строительства пруда, а заодно получил лицензию на изучение месторождения песка. Без изысканий, позволяющих оценить запасы месторождения, нельзя получить лицензию на промышленную его разработку. Однако, если верить жалобе бдительных жителей региона, песок отсюда везли большими грузовиками – предположительно на продажу. Выяснить, правда ли это, -задача инспекторов.
Прибыв на место, они обнаружили большой карьер, отчасти заполненный водой, и предпринимателя – собственника участка. Им оказалась молодая девушка. Она рассказала о планах по строительству пруда, благоустройству пляжа и разведению рыбы. Что касается песка, то, по заверениям девушки, он действительно вывозился, но исключительно для личных нужд – на другой участок, принадлежащий ей.
Инспекторы изучили проектную документацию и посетили участок, на который, по словам предпринимательницы, она вывозила песок. Действительно, вывозила. Но подозрений, что сырье поставлялось еще и «налево», это не снимает – проверки по этому делу будут продолжаться.
– Пока явных нарушений здесь не выявлено. Есть предположение, что песок вывозится с территории не только на второй участок, но и куда-то еще. Чтобы убедиться в этом, нужно провести соответствующие измерения. Одним рейдом мы здесь не ограничимся, – пояснил нам Амир Галяутдинов. – Вообще, в Ульяновской области выявлено уже немало эпизодов незаконной добычи и продажи песка. Законодательство подходит к этому вопросу очень строго. В нашей практике есть случаи, когда недобросовестных предпринимателей штрафовали на 300 и даже 800 тысяч рублей. По поручению министра Александра Чепухина мы проводим мероприятия по пресечению незаконной добычи ОПИ (общедоступных полезных ископаемых) по всей территории области. Есть сигнал из Новоспасского района, и мы планируем туда выехать.