Вероятно, это все-таки болезнь. Не успела страна по желанию публики и с одобрения президента установить раз и навсегда время (зимнее), отказавшись от сезонного перевода часовых стрелок, как из края в край покатились народные стоны: не то время-то и надо бы переустановить. И темнеет рано, и светает ни свет ни заря!

Введение «вечного зимнего времени» на территории России было по сути последним аккордом в процессе демонтажа всего, что Дмитрий Медведев сделал в 2008-2012 годах, находясь на посту президента. Причем реформа времени была лучшим из сделанного: дергание часовых стрелок прекращалось и устанавливалось время на час вперед по отношению к поясному. Когда Медведева из президентского кресла подвинули, многим в стране по доброй русской традиции захотелось дать ему по зубам. Вот тогда-то и поднялась волна против летнего времени. На встрече Владимира Путина с народом, проходившей, по-моему, в декабре 2013 года, две пигалицы пожаловались президенту, что светает слишком поздно и они не высыпаются. Ну, конечно, сказал тогда президент, вставать надо, когда уже светло, а когда темнеет – ложиться спать (темнеет в декабре в зависимости от действующего времени в 16.00 или в 17.00).

Часовые пояса – в компетенции правительства. Став его главой, Медведев долго упирался и свою реформу не отменял. Тогда это сделала Госдума специальным законом. Регионам было дано право выбора для себя часового пояса. Мы тогда предложили ульяновским властям ничего не менять и остаться в летнем времени – на час вперед по отношению к Москве. Однако смелости нашему руководству на такую «революцию» не хватило, и стрелку перевели вместе со всеми на час назад. Как мы и прогнозировали, это вызвало новое недовольство – в 20.00 уже темнеет! И теперь хотели бы вернуть летний час.

Вообще все эти передвижки в России совершенно бессмысленны, и дело тут не в Путиных и Медведевых, а в географии. Чем северней страна, тем длиннее вечерние сумерки и утренние зори, тем короче ночи летом и длиннее – зимой. И если летом светает в три или четыре часа утра, разницы никакой нет – все равно встаешь уже днем. Точно так же зимой: рассвет хоть в 8.00, хоть в 9.00, встаешь еще затемно. В советское время стрелки летом передвигались вперед. Делалось это из экономических соображений, чтобы не растрачивать попусту электроэнергию. И тогда ее сжигали действительно меньше. Я убежден, что сейчас летом установили зимнее время с прямо противоположной целью – чтобы электричества сжигали больше и, соответственно, больше была прибыль энергетиков. Генеральный директор «Ульяновскэнерго» Максим Гейко уже похвалился, что сборы выросли. В этом, вероятно, и причина нерешительности ульяновских властей – боятся этого самого Гейко.

Но мы против нового перевода часовых стрелок – как раз из-за географии. В сети и СМИ, к слову сказать, существует заблуждение, что время у нас сейчас куйбышевское, из-за чего мы теряем якобы даже не час, а два. С Самарой у нас один часовой пояс, но время у них теперь на час вперед – они правом выбора воспользовались. Мы же – нет, и потому остались в своем, родном, часовом поясе. Светает рано, но это все равно, к примеру, не Питер, где «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса», как свидетельствует незабвенный Александр Сергеевич Пушкин. У нас ночь в июне шесть часов, и от часовых стрелок надо отстать. Как вы их, ребята, ни крутите, все равно получится не так, как вы хотите. А чтобы получилось так, как хотите вы, придется переезжать в другой регион. Или на север, или на юг.

Артур Таниев