Завтра в Винновской роще состоится гончаровский праздник, но мероприятия в честь дня рождения Ивана Александровича идут уже неделю. Первым стало открытие выставки «Мир гончаровских романов» в Историко-культурном центре-музее имени Гончарова. Тему раскрыли посредством живописных работ ульяновских художников, иллюстрирующих произведения писателя или места, изображенные им в романах.
Благодаря этой выставке впервые показано довольно большое количество работ из фондов Краеведческого музея, которых не видели даже жители Ульяновска. В частности, это работы симбирян Павла Пузыревского и его ученика Дмитрия Архангельского. Более века назад они тоже организовали выставку, посвященную Гончарову и приуроченную к 100-летию со дня его рождения. Собралось более 150 работ, которые экспонировались в Симбирске, а затем – в Петербурге. А средства, вырученные после ее проведения, пошли на строительство дома памятника Гончарову – здания Краеведческого музея на Венце. На выставке демонстрировалось известное полотно «Обрыв. Беседка» – к этому сюжету в течение минувшего столетия ульяновские художники обращались много раз. Пузыревский сам выполнил авторскую копию работы. Позднее художник Петр Панин создал несколько работ на эту тему, причем он единственный «взглянул» на обрыв с юга на север и показал видневшуюся вдалеке центральную часть города с ее церквями и соборами. Остальные смотрели, наоборот, с севера на юг. А краевед и художник Александр Титовский показал обрыв по-своему, как бы с Волги, изобразив и деревенскую церковь, и мельницу.
В Ульяновске чаще всего демонстрируют акварели Архангельского, но на новой выставке есть и его карандашные наброски, и линогравюры. Музейщики показывают дом, в котором родился Гончаров, на акварели Архангельского он совсем другой: еще не достроен третий этаж, не выполнен пристрой, а стены выкрашены белой краской. Научный сотрудник музея Елена Клевогина рассказывает, что в этом доме жили люди, послужившие прототипами героев гончаровских романов: маменька – будущая Татьяна Марковна Бережкова, няня – няня Илюши Обломова, крестный Николай Трегубов – Илья Обломов и другие. Под этой крышей шла жизнь, описанная Гончаровым в книгах. Сам писатель говорил, что в «Обыкновенной истории» изложил то, как складывалась его собственная жизнь: юноша, выросший в глуши под крылом матери, со слезами и проводами отправлялся на главную арену действий, в Петербург.
– Симбиряне безоговорочно верили в то, что в «Обрыве» Гончаров описал Киндяковку, – говорит Клевогина. – Поэтому мы дополнили выставку видами Винновской рощи. Это акварель Архангельского, изображающая постройку в Винновской роще – мы до сих пор не знаем, была ли это беседка, часовня над могилой когото из Киндяковых или масонский храм. Винновке посвящены многие рисунки Титовского, который по документам определил границы помещичьей усадьбы Киндяковых и создал топографию романа «Обрыв». Всеволод Китаевский, работавший у нас главным художником, очевидно, по заказу музея, написал полотно с изображением части этой усадьбы. Конечно, видеть он ее не мог, это лишь фантазия автора.
Собственно, иллюстрирование романов Гончарова тоже началось с Пузыревского. Он делал открытки, иллюстрирующие какой-то фрагмент текста, а на оборотной стороне записывал цитаты. С первых рукотворных открыток снимали копии и тиражировали. Как ни странно, мало кто из наших художников обращался к такому романтическому произведению, как «Фрегат «Паллада». На выставке представлены акварели Петра Панина и картины Бориса Склярука.
Причем Склярук к этой теме обращался на протяжении более чем 20 лет. Передав первое полотно в фонд Краеведческого музея, он долго перечитывал строки повести, искал изображения Нагасаки того времени, когда в порту города останавливался Гончаров. Впоследствии, в 2014 году, появилась на свет другая работа.
Ко всем романам Гончарова обращался художник Михаил Козьмин. В частности, он выполнил цветные копии черно-белых иллюстраций Владимира Табурина, опубликованных еще при жизни писателя в журнале «Нива». Любопытные графические иллюстрации выполнил в 2000-х годах Анатолий Обвинцев. К сожалению, его работа не была издана, а написанные тушью иллюстрации и цветной эскиз обложки к роману «Обыкновенная история» художника из Димитровграда Андрея Кузнецова опубликованы в книге, которая вышла в печать в 2004 году.
Как известно, спектакли по произведениям Гончарова неоднократно ставились на сцене Ульяновского драмтеатра, и на выставке демонстрируются эскизы декораций, костюмов и мизансцен, выполненные бывшим главным художником театра Анатолием Клименко, а также афиша с рисунком Владимира Дмитриева к спектаклю «Сны Обломова», поставленному в 1976 году. В компанию гончаровских персонажей попала актриса драмтеатра Клара Шадько: на эскизе Людмилы Зининой она изображена в роли Татьяны Марковны Бережковой из спектакля «Обрыв».
Конечно, на экспозиции не обойтись без портрета писателя. На картине «Свой среди своих. Посвящение Гончарову» Аркадия Егуткина Гончаров предстает в окружении созданных им персонажей. В гравюре Обвинцева – на палубе «Паллады». А у входа встречает и провожает посетителей бюст писателя, выполненный скульптором Рафиком Айрапетяном.
Анна Школьная