Охлаждение к присоединенному полуострову произошло еще в начале нынешнего года, когда появилась информация, что пенсия крымчан выше, чем средняя по регионам России. Тогда у многих россиян шевельнулась мысль, а не посадили ли они себе на шею иждивенцев, проживающих к тому же в зоне вечного курорта.

Потом пришла новость, что крымские призывники будут проходить военную службу у себя дома и не будут направляться в другие регионы. А уклонистов не будут судить по уголовной статье, как это делают с молодыми людьми в континентальной России. То есть и служить им предлагается на своих курортах и при этом позволяется еще и безнаказанно бегать. Руководство страны, впрочем, не замечает или не хочет замечать, что его «подарок» народу России начинает этот народ все больше раздражать. Буквально на днях премьер Дмитрий Медведев проводил совещание в Ялте, где в очередной раз заявил, что правительство и дальше будет финансировать развитие Крыма. В частности, увеличит помощь малому бизнесу полуострова.

Любопытно было бы посмотреть, с каким выражением лиц слушали эти откровения Медведева, к примеру, ульяновские власти, почти официально уже признавшие, что финансовая помощь области из Москвы сокращается в этом году на 20 процентов, а снижение доходной части регионального бюджета ожидается на треть. Состояние же малого бизнеса лучше всего иллюстрирует обилие на ульяновских улицах объявлений о сдаче в аренду площадей или их продаже. Старые бизнесы закрываются, арендаторы уходят, но новые не приходят.

О повороте населения России спиной к Крыму говорят и данные социологических исследований. Левада-центр только что провел опрос россиян, спрашивая их, среди прочего, о том, финансирование каких проектов они готовы поддержать за счет урезания бюджетных расходов на здравоохранение и образование.

За направление денег на развитие Крыма и Севастополя высказались лишь 16 процентов опрошенных. Стоит напомнить, что присоединение Крыма к России в прошлом году поддержали 86 процентов. Как минимум, у 70 процентов началось отрезвление. Думаю, что цифры были бы еще более показательными, если бы наше население до конца понимало, в какую пропасть оно сброшено.

Следствием отторжения Крыма от Украины стали обвал рубля, введение глупейшего, даже преступного, запрета на ввоз европейских продуктов питания и взлет цен. В итоге вместо свежих и дешевых польских яблок получили тухлятину из ЮАР, Бразилии, Аргентины и резиновую картошку из Бангладеш. Мало того, что все это сомнительного качества, так еще и по цене на уровне каменного моста. Но рупоры телепропаганды сутками рассказывают гражданам совсем о другом: о том, как разваливается экономика Украины и как страдают греки, задушенные злыми Франсуа Олландом и Ангелой Меркель.

Украина – это разговор долгий, с Грецией же немного иначе. Что там на самом деле происходит, никто из жителей России не знает. Нам показывают лишь греческие страдания и их же лощеного премьера Алексиса Цыпраса, пытающегося развести на бабки и Евросоюз, и Москву. Россиянам телевидение ни разу не сказало, какие в Греции сейчас зарплаты и какие цены на те же продукты. Услышать об этом можно лишь краем уха на таких каналах, как «Евроньюс», где недавно прозвучало, что зарплата врача «Скорой помощи» в Афинах составляет 1200 евро в месяц. Да, это, конечно, не Швейцария, где медики получают в разы больше, но 1200 евро равно между тем 75000 рублей. Сколько получают работники «неотложки» в Ульяновске? С ценами еще интереснее. Что почем в Греции – тайна на наших телеканалах еще более жгучая, но на том же «Евроньюс» кое-что увидеть удается.

В прошлые выходные на нем мелькнули кадры с афинского рынка, и я обалдел, когда рассмотрел ценник на лотке с помидорами. На ценнике значилось 50 евроцентов за килограмм, или – 30 рублей. А если бы грекам выставили ценники на томаты такие, как на ульяновском Центральном рынке, где они стоят от 150 до 250 рублей за килограмм? И если бы с них семь месяцев в году драли многие тысячи за отопление, притом что там такой статьи расходов у семей вообще нет. Как и на горячую воду, которая нагревается в специальных емкостях солнцем. И кто же в этой ситуации заслуживает большего сострадания – греки с минимальной пенсией в 500 евро (30000 рублей) и ценами на продукты в разы ниже российских или россияне с пенсией в 6000 рублей и помидорами в 200 рублей за килограмм? Так и с Крымом. Не по чину христарадничают.

Андрей Семенов