Нынешним летом временами так же жарко, как было летом 2010 года. Но есть между этими двумя теплыми периодами и существенное различие.

В 2010 году аномальная жара обуславливалась очень высоким атмосферным давлением. Называется это антициклоном. Тогда атмосферное давление доходило до значений 780-790 миллиметров ртутного столба. Синоптики говорили о блокирующем характере антициклона, который из-за его мощности циклонам месяцами не удавалось ни сдвинуть, ни разрушить.

Все это время и стояла солнечная и жаркая погода.

В 2015-м же году атмосферное давление в любые, даже самые ясные и жаркие дни, не превышает 740-750 миллиметров. И так уже месяца три подряд. Это показания, собственно говоря, циклона, а не антициклона, но дни, тем не менее, стояли солнечные, а температура воздуха доходила до 35-37 градусов по Цельсию. Примерно такая же картина в других регионах России, что абсолютно выбивается из привычного климатического ряда. Никаких вразумительных объяснений такой аномалии нет.

Ученые не понимают, похоже, и сами, что происходит.

Однако есть информация (пока вне связи с атмосферным давлением и погодой) о странностях поведения земной атмосферы в целом. Так, Discovery News сообщило недавно, что сотрудники Военно-морской научноисследовательской лаборатории США выявили факт интенсивного исхода вещества из верхнего слоя атмосферы и, как следствие, его сокращения. Верхний ее слой выполняет, между тем, функцию защиты Земли от ультрафиолетового излучения. Почему он истончается, ученые опять же не понимают. Среди предположительных причин этого процесса называют солнечную активность и парниковый эффект, порожденный деятельностью человека. Но Солнце и человек вместе ответственны лишь за 40 процентов потерь атмосферы, считают исследователи. Кто виноват в потерях остальных 60 процентов, неизвестно.

Англоязычный журнал «В мире науки» пишет, что Земля, как выяснилось, теряет свою атмосферу (в частности, ионы кислорода) даже быстрее, чем Марс и Венера, у которых на сегодня нет никакого магнитного поля.

Венера его никогда не имела, а Марс, полагают ученые, утратил больше трех миллиардов лет назад, когда в недрах планеты прекратилось движение расплавленных металлов. У Земли, напротив, магнитное поле очень мощное, и ему раньше ставилось в заслугу наличие у нас крепкой атмосферы и хороших условий в связи с этим для жизни. Теперь планетологи склонны изменить свою точку зрения на роль магнитного поля, вплоть до того, что именно оно и виновато в быстрой потере земной атмосферой кислорода.

Связан ли процесс утечки кислорода с климатическими катаклизмами на Земле, пока не ясно, но все это порождает массу разных версий происходящего – от апокалиптических до «ничего страшного». Из «ничего страшного» приведу мнение, что, если даже потеря кислорода будет идти нынешними темпами, полное исчезновение атмосферы произойдет через несколько миллиардов лет. Сейчас же погода на Земле будет становиться, с одной стороны, более однородной по распределению по земной поверхности температур и осадков, с другой – менее устойчивой, то есть более взбалмашной. И то, и другое имеет как негативные последствия, так и позитивные. Но жить будем, говорит наука.

Артур Таниев