Он участвовал в ликвидации последствий взрывов на «Арсенале» в ноябре 2009-го, спасал людей от замерзания во время «ледяных» дождей и тушил лесные пожары. Корреспондент «Молодежки» встретился с ульяновским спасателем первого класса Алексеем Вдовиным.
Первый вызов
Алексей Вдовин после армии некоторое время работал в одном из ульяновских мостоотрядов. Ездил в длительные командировки. Но в начале 2000-х годов решил пойти работать в МЧС спасателем. Но есть ли подобный отряд в Ульяновске, Алексей тогда не знал. А тем временем, именно в 2001 году, на базе областного Главного Управления МЧС стали формировать аварийно-спасательное подразделение.
Алексея сразу взяли туда на работу. Ведь за плечами парня была армия (он служил в инженерно-технических войсках), притом служил хорошо, на дембель ушел старшим сержантом. Такие нужны были во вновь сформированном подразделении.
Сначала Вдовин прошел необходимую подготовку на базе городского МЧС. Получил специальность по промышленному альпинизму. Покорять высоты тогда приходилось на базе учебного центра «Авиастара».
…Алексей Вдовин прекрасно помнит свой первый выезд. Это было ДТП в Ульяновске. «Москвич» на скорости врезался в «КамАЗ». От легковушки практически ничего не осталось. Несколько человек, в том числе водитель, погибли на месте. Алексею пришлось разрезать искореженную машину и извлекать оттуда заблокированное тело водителя.
— Приехали, достали тело, смотрим: а между сиденьями — тело маленького ребенка. Никто и не знал, что в машине оказалась еще одна девочка, — вспоминает Алексей. – Достали ее. Я был готов к таким ситуациям. Мы же проходили психологическую подготовку, где нам объясняли, что мы будем иметь дело с погибшими. Кто, если не мы, их достанем из машины?
На «Арсенале»
Пятницу 13 ноября 2009 года Алексей запомнил на всю жизнь. С утра ничто не предвещало беды. Вдовин был на дежурстве на базе, что размещалась тогда возле бывшего завода «Комета».
Вдруг вечером раздались взрывы. Притом такой силы, что на базе полетели все окна. Что-то случилось? Но звонков о помощи не было.
А когда над горизонтом вспыхнуло зарево, спасатели поняли, что на «Арсенале» произошла беда.
Тут поступил сигнал тревоги, и сотрудники МЧС отравились на место взрыва. Там уже работали практически все спецслужбы области.
— Нам поставили задачу эвакуировать население из домов, находящихся на территории «Арсенала», — рассказывает Алексей. – Но там такая паника была и неразбериха! Нас сначала не хотели пропускать через КПП. Военные не знали, что с нами делать. Потом мы все-таки проехали на территорию. А вокруг все громыхает, еле стоишь на ногах от ударных волн. Зарево в небе. Люди с детьми стали выбегать из домов. Некоторые были без верхней одежды, хотя уже была поздняя осень. Помню, одна женщина в халате выбежала и быстрее — в первый попавшийся дом за территорией «Арсенала». Ее впустили и обогрели. Мы же эвакуировали людей. Когда уже всех вывезли, ко мне подошла женщина и говорит, что у них в доме остался больной дедушка. Надо его забрать. И мы на свой страх и риск отправились в пекло. Зашли в дом, а там — ни окон, ни дверей. Дед без движения лежит в кровати. Мы его закутали в одеяла и эвакуировали на машине.
Потом еще несколько дней спасатели помогали саперам. Искали неразорвавшиеся снаряды на улицах, помечали их и выставляли оцепление. Затем приходили саперы и разминировали эти места.
В то время много ходило слухов о том, что на «Арсенале» якобы погибли сотни солдат. Мол, «КамАЗами» вывозили трупы.
— Слышал, что даже целая рота не пришла на ужин, — говорит Алексей. – Но я был на месте взрывов. Не видел никаких последствий. Ведь все равно должны были остаться, например, следы крови, останки тел. Но ничего такого не было. Это все слухи…
Кстати, за ликвидацию ЧС на «Арсенале ВМФ» Алексей Вдовин был награжден орденом «За проявленное мужество».
В плену лесных пожаров
Участвовал Вдовин и в тушении лесных пожаров, которые были в Ульяновской области летом в 2010 и 2011 годах.
— Запомнился пожар в Чердаклинском районе близ Крестова Городища, — вспоминает спасатель. — Приехали, а там и верховой, и низовой пожар. Все вспыхивает. Гул такой стоит! Но, слава Богу, огонь уходил к Волге, а не к населенным пунктам. Мы делали обваловки, копали лопатами. Техники никакой не было. Всё своими силами. Вообще, жутковато было. Огонь идет по деревьям, и скорость такая большая — не по себе становится, когда там стоишь. И ничего сделать не можешь.
Против обледенения
В 2010 году Алексей Вдовин был на ликвидации последствий сильного обледенения. Тогда «ледяные» дожди обрушились на область. Особенно пострадал Мелекесский район. Там порвались электропровода, не выдержав нагрузки льда. В итоге несколько деревень и сел остались без электричества и воды. Снова нужна была помощь спасателей.
— У нас мобильная и автономная группа, все необходимое имеется, мы сразу же отправились на место происшествия, — говорит Алексей. — Наша задача была отапливать помещения. Развернули свою электростанцию (на 30 квт) и подключили ее к водонапорной башне. В населенные пункты пошла вода. Потом с помощью тепловых пушек отапливали школу, чтобы не замерзла система отопления.
В итоге почти неделю Алексей Вдовин пробыл в районе. Спасатели жили в школе. Спали на полу в спальных мешках. Плюс подкладывали «пенки» — туристические коврики.
С едой проблем не было. Местные жители готовили вкусно. К тому же у каждого спасателя при себе были «тревожные сумки» и суточный паек.
Спец по замкам
А вот дежурства за годы службы бывали разные. В начале 2000-х годов в основном приходилось выезжать на вскрытие замков.
— Мы знали секреты простых замков, которые раньше стояли в деревянных дверях, — говорит Вдовин. — Там все просто было, могли замок открыть отверткой. Это сейчас двери и замки другие. Их сложнее открывать. Нужны специнструменты.
Если мы не могли открыть дверь, то залезали через форточки. Раньше в основном у всех стояли старые деревянные рамы. Такие окна и форточки спасатели легко открывали.
— Чердаки тогда были закрыты, все боялись терактов, поэтому нам приходилось действовать через соседей на верхних этажах, — рассказывает Вдовин. — И, надо сказать, что люди с пониманием к этому относились. Пускали к себе в квартиру, на балкон. У нас всегда при себе было альпинистское снаряжение. В основном это были пятые, шестые и восьмые этажи домов. Но это — не высота. Тут все отработано. Вот однажды мы ездили на соревнования на Урал. Там пришлось лазать по отвесной скале в 95 метров. Вот это высота! Дух захватывает…
Через форточку
Были случаи, что форточки не открывались, тогда их приходилось разбивать и проникать в квартиру. Доходило до курьезов. Хозяева не разрешали разбивать форточки. Приходилось их уговаривать.
Так, однажды Вдовин выехал на вызов. Мать вышла на минуту, дверь захлопнулась, а в квартире остался маленький ребенок. Девочка спала. Сколько ей ни звонили, ни стучали — всё без толку. Тогда Вдовин спустился сверху, видит в окно, что ребенок как будто спит. Постучал. Никакой реакции. «Может, что случилось? — подумал. — Мало ли?!»
А мать не разрешает разбить окно, и всё. Тогда пришлось уговорить её разбить форточку на кухне. Спасатели залезли в квартиру, подошли к ребенку, а он крепко спит.
Другой случай. Соседи рассказали, что давно не видели одну бабушку из квартиры напротив. Спасатели пробрались к ней в квартиру через форточку. А она парализованная лежит на полу. Пришлось вызывать скорую.
Был случай, когда в одной квартире умер человек. Труп пролежал долго и начал уже разлагаться. Запах проник в квартиру этажом ниже. И только благодаря спасателям удалось убрать тело из квартиры.
А однажды пришлось доставать из колодца собаку. Но пес никого не подпускал. Лаял и кидался на спасателей. В таких случаях спасатели не рискуют, а сообщают дежурному, чтобы вызывал работников спецорганизации по отлову бродячих псов.
В принципе, домашние животные частенько куда-то да проваливаются. Однажды спасателям пришлось доставать из погреба корову.
На адреналине
В конце нашей встречи мы расспросили Алексея Владимировича о личном. Он рассказал, что ему 38 лет, женат, есть сын-пятиклассник, который тоже мечтает стать спасателем.
Кстати, именно супруга и подсказала ему пойти работать в МЧС. Правда, тогда они еще не были женаты.
Свободное время Алексей любит проводить с семьей. Часто они с сыном ездят на велосипедах по Заволжью — любят такие прогулки.
Вдовину нравятся старые советские фильмы и музыка детства.
— Сегодняшняя попса не для меня, — говорит он. — От нее голова болит…
Теперь его жизнь измеряется дежурствами. А они бывают разными.
— На дежурстве ты в постоянном напряжении и ожидании, что что-то случится, — говорит Вдовин.
— Организм все равно не отдыхает, даже если нет ЧП. Надо постоянно быть готовым к чему-то. Адреналин так и бьет. Но я не жалею, что стал спасателем. Интересная и нужная работа.
Арсений КОРОЛЕВ.
P. S.
Как нам сообщили в областном ГУ МЧС, Алексей Вдовин — кандидат на звание «Лучший спасатель года». Напомним, что сейчас проходит конкурс МЧС РФ «Созвездие мужества». Пожелаем Алексею Владимировичу успехов!