Судя по развитию событий вокруг Постановления горадминистрации №2472 от 30 апреля текущего года (о повышении тарифов на ремонт и содержание жилья), которое мы уличили в неправомерности, сотрудникам администрации очень хотелось бы это постановление спасти. Мы же считаем, что оно должно быть немедленно отменено.
Напомним, что этим постановлением горадминистрация утвердила повышенные тарифы на ремонт и содержание более 1600 многоквартирных жилых домов Ульяновска. Под предлогом, что собственники жилых помещений в этих домах тариф на своих собраниях, дескать, не установили и что в данной ситуации его утверждает орган местного самоуправления. «СК» напримере пятиэтажки в Ленинском районе показал, что тем самым администрация нарушила закон, поскольку она не вправе вмешиваться в полномочия жильцов. Конкретно в этом доме тариф есть, установлен собранием осенью 2013 года, собственниками не отменялся и, следовательно, продолжает действовать. На предложение управляющей компании (УК) его повысить жильцы ответили письменным отказом, пояснив, что в соответствии с п.7 ст.156 Жилищного кодекса РФ тариф может устанавливаться и на срок более чем один год. Эту позицию в ответе на их обращение подтвердил председатель комитета ЖКХ города Андрей Ворожецов.
Писали жильцы и главе горадминистрации Сергею Панчину, за которого им ответил его зам Александр Черепан. Готовил ответ тоже Ворожецов, и в этом тексте уже говорится, что тариф установлен правомерно, поскольку собственники квартир на собрании его не утвердили. Такие сведения администрации предоставила УК. В номере за 7.07.2015 г. в статье «Сами себя секут» мы описали, как чиновники противоречат друг другу и даже сами себе, и назвали информацию УК недостоверной. Администрация вправе устанавливать тариф, только если утвержденного его нет вообще. Приняли, к примеру, договор, но за тариф голосовать отказались. Или ранее действовавший тариф отменили, новый же не набрал необходимого количества голосов, и УК лишилась возможности брать за содержание плату. То есть обслуживание жилья стало невозможным, что грозит безопасности как дома, так и жильцов. И вот в этом случае орган местного самоуправления, на котором лежит ответственность за безопасную эксплуатацию жилого фонда, устанавливает тариф своим решением.
На статью «Сами себя секут» Андрей Ворожецов отреагировал мгновенно: уже 8 июля на электронную почту нашей редакции пришло его письмо, в котором он сообщал, что конкретно в этом доме, о котором мы ведем речь, тариф установлен-таки горадминистрацией законно, поскольку договор дома с управляющей компанией был заключен всего на один год. Мы запросили пояснения у жильцов, которые и этот довод легко опровергли. В договоре, копию которого они нам предоставили, сказано, что, если за 30 дней до истечения срока его действия ни одна из сторон не заявит о желании договор расторгнуть, он продолжает действовать на тех же условиях. А условие договора, собственно, одно – это тот самый тариф на ремонт и содержание. Ни жильцы, ни УК о расторжении договора не заявляли, и он продолжает действовать с тем же тарифом. Словом, в этом-то доме горадминистрация тем более не имела права менять тариф.
Но, как мы и написали в своем ответе на письмо Андрея Ворожецова, этот дом мы взяли лишь в качестве примера, речь же ведем о порочности всей системы в целом, ведь такое повышение произведено в домах по всему городу. Между тем тариф, в соответствии с поло жениями нормативно-правовых актов, утверждается вместе с перечнем работ и услуг по ремонту и содержанию жилья. Утверждение же этого перечня является исключительным полномочием собственников жилых помещений в доме. Как администрация смогла в таком случае установить тариф? Без перечня? Без таких обязательных элементов процесса тарифообразования, как расценки, сметы, калькуляция? Но это же вопиющее, на мой взгляд, беззаконие!
Перечень работ и услуг является неотъемлемой частью договора управления домом и утверждается вместе с принятием договора собранием собственников. Если что-то меняется, изменения также утверждаются собранием и оформляются дополнительным соглашением к договору. Обход горадминистрацией всех этих процедур является произволом. Отказ собственников повышать по желанию УК тариф не может служить основанием для вмешательства власти в процесс. Основание для этого, повторюсь, только одно: если утвержденного собственниками тарифа нет вообще и обслуживание жилья стало невозможным.
Действующую в нашем городе схему тарифообразования я лично считаю абсолютно жульнической. «Работает» эта схема так. УК выкатывает жильцам новый тариф, который она хотела бы иметь. Суммы эти зачастую неадекватные и для жильцов неприемлемые, и они на собрании голосуют «против», либо до собрания дело вообще не доходит. УК, обрадованная отказом, бежит в администрацию и просит ее утвердить тариф, «так как собственники его не установили». Глава администрации подписывает подсунутую ему бумажку, и дело в шляпе. Закон и воля собственников в этой схеме игнорируются в принципе, а управленцы над собственниками откровенно смеются: «Не проголосуете, все равно повысим – через администрацию». И администрация устанавливает тариф, при том что тариф в домах есть, а то, что жильцы отказались его повышать, означает лишь, что УК не смогли их в этом убедить. А может, и не пытались.
Желание чиновников выгородить Постановление №2472 понятно, ведь по нему с горожан планируют дополнительно собирать до 15 млн рублей ежемесячно. Но дело даже не в деньгах, хотя у ульяновского населения и бюджета их и не так много, чтобы разбрасываться миллионами; дело в открытом попрании норм действующего законодательства, что еще хуже. И именно этим продиктовано наше обращение к руководителю Главрегионнадзора и прокурору области, в котором мы призываем их назначить в связи с Постановлением №2472 внеплановую проверку и отменить это постановление.
Юрий Кашинский