Ульяновский областной суд признал недействующим приказ минэкономразвития региона об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению, а также по установлению повышающих коэффициентов для жильцов «неоприборенных» квартир и домов. У министерства есть полтора месяца на то, чтобы привести документы в соответствие с федеральным законодательством.

Ранее СРО «Симбирский дом» обратилась в Ульяновский областной суд с требованием признать недействующим с момента принятия приказ министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 года №06-23 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета на территории Ульяновской области». Заявление было мотивировано тем, что к нормативам был применен расчетный метод, «однако имелись основания для применения метода аналогов». В суде представители истца пояснили, что у министерства «отсутствовали основания для применения расчетного метода, поскольку оно не предприняло всех мер для сбора необходимых данных по показаниям общедомовых приборов учета», «в приложениях к приказу перечисляются разные категории жилых помещений, не совпадающие друг с другом», «для отдельных упоминаемых в нем категорий жилых помещений нормативы не установлены, хотя соответствующие дома имеются, в частности, на территории муниципального образования «город Ульяновск», «при вычислении нормативов расчетным методом имеют место арифметические ошибки».

Приказ № 06-23 устанавливает нормативы с учетом повышающего коэффициента для жителей домов и квартир, не оборудованных приборами учета (с 1 января по 30 июня 2015 года – 1,1; с 1 июля по 31 декабря 2015 года – 1,2 и т.д.). Однако прежде, говорится в иске, уполномоченный орган должен был определить базовые нормативы и уже на их основе рассчитать повышенные нормативы по периодам их действия. Однако базовых нормативов оспариваемый приказ не устанавливал.

Облсуд в итоге требование истца удовлетворил, но мотивировал свое решение другими обстоятельствами: расчетный метод вполне применим, но с некоторой поправкой.

Как установил суд, когда минэкономразвития области принимало приказ №06-23, оно при расчете нормативов должно было примененить показатель ni (количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца). Этот показатель должен устанавливаться Министерством строительства и ЖКХ РФ. На момент принятия приказа он установлен не был, и вместо того, чтобы его дождаться, в ульяновском министерстве решили взять за основу показатель ni, определенный в отчете некоего ООО «Экспертно-консалтинговый центр». Решив, что «такие действия не могут быть признаны допустимыми», суд признал приказ №06-23 недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Теперь в срок до 26 августа этого года областному минэкономразвития необходимо, дождавшись утверждения показателя ni Москвой, рассчитать новые нормативы, использовав для этого «иные значения показателя».

Как пояснили в региональном департаменте по регулированию цен и тарифов, в настоящее время при расчете платы за коммунальные услуги применяются нормативы, утвержденные приказом минэкономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года №06-266. При этом в ведомстве полагают, что до 26 августа он также будет признан недействительным, но «со дня принятия такого решения, то есть никаких перерасчетов не будет». Что же касается повышающих коэффициентов для жильцов «неоприборенных» квартир и домов, то сотрудники департамента высказали предположение, что «сейчас их, наверное, уже никто не начисляет».

Дмитрий Минаев