В Ульяновской области вторую неделю подряд отмечается рост цен на бензин и дизельное топливо.

Аналитики рынка, заявляя, что АЗС сейчас работают на грани рентабельности, прогнозируют 10-15-процентное подорожание топлива в августе-сентябре.

По данным регионального департамента по регулированию цен и тарифов (ведомство с начала 2013 года проводит еженедельный мониторинг средних потребительских цен на основные виды автомобильного топлива), с начала июля бензин на ульяновских АЗС дорожает на несколько процентов в неделю. Так, с 29 июня по 13 июля литр АИ-92 на АЗС НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт») с 32,19 рубля подорожал до 32,89 рубля, АИ-95 – с 34,99 рубля до 35,79 рубля, на АЗС «Ресурс-Ойл» – с 32,10 рубля до 32,70 рубля и с 34,80 рубля до 35,50 рубля, на АЗС «Лукойл» (ООО «Эко-нефть») – с 32,49 рубля до 32,99 рубля и с 35,29 рубля до 35,99 рубля, на АЗС «Башнефть» – с 31,80 рубля до 32,60 рубля и с 34,80 рубля до 35,40 рубля соответственно.

Рекорд роста цен отмечен на заправках ООО «Татнефть-АЗС Центр», где литр самого ходового 92-го бензина за две недели подорожал на 60 копеек (до 33,10 рубля), а 95-й прибавил рубль (до 36 рублей).

В то же самое время дизельное топливо на большинстве АЗС остается стабильным в цене аж с начала 2015 года – от 33 рублей (ЗАО «ОНАКО-Комета») до 33,50 рубля за литр (ООО «Башнефть» и ООО «Татнефть-АЗС Центр»). А стоимость сжиженного газа (пропан-бутан) с начала года даже снизилась в среднем на шесть рублей за литр – до 15,35 рубля (ООО «Ульяновскцентргаз») – 16 рублей (ЗАО «Газнефтесервис»). Как отмечают эксперты, сейчас рост цен на АЗС диктуют три основных фактора. В первую очередь, это рост оптовых цен на топливо. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин дорожает с февраля (прибавка составила 27 процентов, в том числе 10 процентов – с начала июня), при этом в рознице до сей поры стоимость бензина оставалась стабильной. По данным агентства Thomson Reuters Kortes, доходность АЗС от продажи моторного топлива за это время снизилась c 30 до 8,4 процента (по оценке компании «Алгоритм. Топливный интегратор», – с 25 до 10 процентов).

Второй фактор, который вызовет рост цен на топливо в будущем, – инфляция. В 2014 году, при годовой инфляции в 10 процентов, рост цен на бензин составил в абсолютном исчислении около трех рублей за литр. В нынешнем году, при ожидании инфляции около 15 процентов, годовой прирост никак не может быть менее трех рублей, следовательно, к текущим ценам АЗС к концу года может прибавиться, как минимум, еще 2,0-2,5 рубля за литр, полагают аналитики.

В Thomson Reuters Kortes ждут, что рост цен на заправках прибавит темп к концу лета. Пик сокращения маржи приходится на август-сентябрь, поэтому тогда и стоит ожидать повышения цен в рознице, отмечает РБК со ссылкой на аналитиков агентства.– Летом традиционно российские нефтеперерабатывающие заводы встают на профилактику, добавляя напряженности на топливном рынке. В начале нынешнего года Минэнерго РФ рекомендовало нефтяникам к 1 апреля сформировать не менее 2,5 миллиона тонн запасов бензина, чтобы безболезненно пройти период ремонтов НПЗ и пик спроса весной. К 3 марта было накоплено только 1,7 миллиона тонн.

Чтобы накопить запасы, нефтяные компании скупали бензин друг у друга, это совпало со спросом со стороны независимых участников – как результат, настоящий ажиотаж на рынке в конце февраля, говорится в обзоре независимого агентства «Аналитика товарных рынков». Кроме того, налоговый маневр, в результате которого снизилось налогообложение нефтедобычи и повысилось – нефтепереработки, на фоне низких цен на нефть сделал более выгодным вывоз сырья. В марте президент «Лукойла» Вагит Алекперов сказал, что компания пока не отражала последствий маневра в цене на топливо, добавив при этом, что издержки выросли на 48 копеек за литр. В сегодняшнюю цену топлива они, судя по всему, уже включены.

Срываются и ожидаемые поставки бензина из Белоруссии, произведенного из российской нефти. Курсовая разница делает цену на него (свыше 38 тысяч рублей за тонну) малопривлекательной для АЗС.

В январе этого года вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство сохраняет прогноз роста цен на бензин и дизельное топливо в 2015 году на уровне 10 процентов. Газета «Ведомости», ссылаясь на директора Small Letters Виталия Крюкова, прогнозирует рост цен по итогам года на 10-15 процентов. Долгосрочное снижение цен на бензин Минэнерго ожидает только в 2018 году. Сейчас предложение преобладает над спросом по дизельному топливу (поэтому цены на него стабильны), а через два года ожидается профицит на рынке бензина, объясняют в ведомстве.

Дмитрий Минаев