Губернатор Сергей Морозов и президент «Евроцемент Груп» Михаил Скороход подписали меморандум
о намерениях по строительству линии «сухого» способа производства цемента мощностью 1200 тысяч тонн в год.

В Ульяновской области торжественно открыли новое производство, которое призвано сыграть значительную роль в программе импортозамещения.

Во вторник в регионе губернатор Сергей Морозов принимал полномочного представителя президента России в ПФО Михаила Бабича и министра промышленности Дениса Мантурова. Они провели здесь совещание по промышленной политике, поговорили о перспективах «Авиастара-СП», а также открыли Сенгилеевский цементный завод в поселке Цемзавод и посетили «АэроКомпозит*Ульяновск».

Оба предприятия вышли на полный производственный цикл и теперь выполняют не только важные задачи в промышленном развитии страны, но и обеспечивают Ульяновскую область высокооплачиваемыми и высокотехнологичными рабочими местами.

Завод с видом на Волгу

В поселке Цемзавод, где во вторник открыли крупный завод, предприятие существует очень давно – уже 100 лет. Однако в начале 2000-х производство пришло в окончательный упадок.

– Мы хорошо помним 2004 год, когда у людей, которые здесь проживали, не оказалось выбора – работы нет, денег нет, жизнь рисовалась в мрачных тонах, – вспоминает губернатор Сергей Морозов. – Мы встречались с людьми, обещали, что государство их не бросит, обещали, что предприятие заживет. И теперь благодаря поддержке и федерального, и регионального правительства эта мечта осуществилась.

Цементный завод, который входит в холдинг «Евроцемент Груп», стал современным предприятием.

«Сегодня дополнительно создано более 500 безопасных, инновационных и комфортных рабочих мест, еще около 1000 рабочих мест будет создано в смежных отраслях. Мы перестаем генерировать низкооплачиваемые рабочие места, – подчеркнул Сергей Морозов. – Мы считаем, что это предприятие не только выполняет экономическую и социальную функции, но и, конечно, будет способствовать решению наших стратегических задач, связанных с развитием строительной отрасли. От завода ожидают многого: «Евроцемент Груп» – в пятерке крупнейших мировых производителей цемента, а Сенгилеевский цементный завод – самое новое предприятие из всех имеющихся в холдинге.

– У этой компании есть амбиции для того, чтобы поставлять сырье и в Европу, и в Азию, – заявил Сергей Морозов. – Кроме того, у такого предприятия не может быть низкой зарплаты. Также мы приняли решение, что на территории региона должно проживать намного больше человек, чем сейчас, а это значит, что нужно строить новые дома, заводы.

Без цемента мы не обойдемся.

Особенно отмечается, что завод построен по самым современным технологиям, которые обеспечат и безопасность для экологии, и удешевление продукции.

– Регионом была оказана серьезная поддержка при строительстве завода, – рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. – Еще до принятия нового закона о промышленной политике регион оказывал поддержку по преференциям по налогу на имущество и по налогу на прибыль. Фактически произошло второе рождение завода, которому уже исполнилось сто лет. И при этом это абсолютно новый завод, построенный по самым последним технологиям. Здесь в четыре раза выше производительность по сравнению с предыдущими технологиями, использовавшимися на таких предприятиях.

На Сенгилеевском цементном заводе создано 500 безопасных, инновацион
ных и комфортных рабочих мест. Еще 1000 появилось в смежных отраслях.

Филарет Гальчев, председатель совета директоров ЗАО «Евроцемент Груп», заявил, что большую поддержку предприятию оказала область, контакт с региональным правительством продолжается и после запуска производства.

– Мы с Сергеем Ивановичем Морозовым систематически и активно общаемся – в Ульяновске, Москве, здесь, в Цемзаводе, – сказал Гальчев.

– И действительно, нужно отметить, что сейчас параллельно идет модернизация завода в Новоульяновске – пройдет 2,5-3 года, и завод там обновится.

У Сенгилеевского цементного завода есть одно конкурентное преимущество перед другими предприятиями: этот завод в прямом смысле с видом на Волгу, стоит на самом ее берегу. Благодаря этому возможны поставки продукции по воде. Это дешевле, чем пользоваться железнодорожным транспортом.

В рамках мероприятия по открытию завода был подписан меморандум о намерениях по строительству линии «сухого» способа производства цемента мощностью 1200 тысяч тонн в год одной технологической линией.

Соглашение скрепили подписями губернатора Сергея Морозова, генерального директора АО «Корпорация развития Ульяновской области» Сергея Васина и президента «Евроцемент Груп» Михаила Скорохода.

Крылья для российской авиации

В этот же день министр промышленности Денис Мантуров, полпред президента Михаил Бабич и Сергей Морозов приняли участие в запуске полного цикла производства предприятия «АэроКомпозит». Этот завод – важнейшее звено в развитии авиастроительной отрасли всей страны, так как является единственным предприятием в мире, которое специализируется на производстве крупногабаритных композитных авиакомплектующих.

– Между нами и правительством региона заключено инвестиционное соглашение, по которому мы имеем достаточно серьезные налоговые льготы, – рассказал о причинах выбора Ульяновской области в качестве площадки под размещение предприятия генеральный директор ЗАО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский. – Кроме того, мы выбрали именно этот регион потому, что здесь находится завод «Авиастар-СП»: есть компетенции, есть соответствующие учебные заведения, которые готовят персонал, много людей, которые работали с авиацией и уже владеют менеджментом качества, знают, как работать с авиационными тематиками. Нам был предоставлен хороший производственный корпус, где можно было рентабельно сделать реконструкцию и сэкономить инвестиционные ресурсы.

Запуск производства полного цикла обещает стать мощным импульсом для развития авиационной отрасли. До этого «АэроКомпозит» уже работал, но занимал небольшую площадь, которую арендовал у ульяновского наноцентра. Теперь, выйдя на полный производственный цикл, завод значительно увеличит объемы поставляемой продукции. На предприятии занимаются не только изготовлением материалов, но и финальной сборкой крыла, которое предназначено для нового ближне-среднемагистрального лайнера МС-21 – благодаря технологиям нового предприятия детали крыла получаются на 5-10 процентов легче, чем обычные алюминиевые конструкции. Технологиями, с которыми работают на заводе в Ульяновске, не владеет ни одно предприятие в мире!

К 2025 году предприятие будет выпускать 140 консолей крыла, то есть снабжать крыльями 70 самолетов. Отдельного внимания заслуживает и социальная составляющая предприятия: на нем работает 450 человек, причем 70 процентов – это высококвалифицированные специалисты с хорошей зарплатой.

«АэроКомпозит» – одно из тех предприятий, которые часто упоминаются в связи с программой импортозамещения в России. Как отмечают эксперты, благодаря открытию собственного высокотехнологичного производства удастся решить задачу, поставленную президентом.

– Проблемы очевидны – есть большое количество изделий, продукции, которые мы раньше не выпускали, – говорит полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич. – Теперь нужно провести большую работу, которая требует усилий – административных, финансовых. С постановки задачи по импортозамещению прошел короткий срок, но уже многое сделано, приняты необходимые управленческие решения, выделяются необходимые финансовые ресурсы.

– Кроме масштабных инвестиций, новых рабочих мест и внедрения передовых технологий, что, безусловно, имеет огромное значение для региона, создание этого производства позволит загрузить смежные предприятия и будет способствовать размещению на территории области поставщиков завода, – рассказал о перспективах Сергей Морозов. – Таким образом, наш регион вновь становится одной из стратегических площадок, где созидается будущее отечественного авиастроения.

Заинтересовались за рубежом

В этот же день на территории «Авиастара-СП» прошло заседание Совета по промышленной политике Приволжского федерального округа, в ходе которого обсудили и проблемы импортозамещения, и развитие авиапромышленности. Министр промышленности и полпред президента отметили важную роль Ульяновска и местного авиационного завода. Перспектив у региона и предприятия много, причем связаны они не только с транспортным самолетом Ил-76МД.

– Основной продукт «Авиастара», который уже запущен в серию, Ил-76МД, по нему абсолютно понятны объемы заказов со стороны наших силовых ведомств и зарубежных заказчиков, – рассказал Денис Мантуров. – Сейчас мы получаем заявки и из-за рубежа. Самолет Ту-204 с учетом девальвации рубля приобрел конкурентные преимущества в сравнении с зарубежными аналогами.

Дальность полета самолета – почти десять тысяч километров, и с привлекательной ценой мы получаем перспективу заказов от корпоративных клиентов. До тех пор, пока не выйдет самолет МС-21, Ту-204 и его модификации будут одним из приоритетных проектов.

Рассчитывают в Минпромторге и на развитие тяжелых транспортных самолетов грузоподъемностью от 80 до 200 тонн, которым также займется «Авиастар». Конструкторские работы начнутся до конца 2016 года.

Также в сентябре станет понятна стратегия действий по реализации совместного с Китаем проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, появится определенность по кооперации – кто и в каких объемах примет участие в сборке самолета.

Ульяновск – один из претендентов на участие в реализации этого проекта.

Однако промышленность Ульяновской области не ограничивается одной лишь авиацией. В тот же день губернатор подписал соглашение о сотрудничестве с федеральным фондом развития промышленности. По словам Сергея Морозова, сейчас регион начинает вести новую политику в области промышленности.

– Мы успешно и досрочно выполнили программу развития промышленности в рамках областной программы, – заявил глава региона. – Нам удалось восстановить работоспособность всех крупных промышленных предприятий: автомобильного завода, автомеханического завода, моторного завода, патронного завода, «Авиастара». Теперь нужно переходить к новому процессу производства, заниматься новой политикой, поэтому мы уделяем большое внимание созданию кластеров в регионе, чтобы объединить разные предприятия в единую производственную цепочку.

Для дальнейшего развития создаем региональный фонд промышленности, который по примеру федерального фонда будет оказывать меры поддержки новым проектам. Работой по развитию промышленности займется и центр кластерного развития, который в полную силу заработает с четвертого квартала этого года.

Василий СТЕПАНОВ

в газете на правах рекламы