На днях в Ульяновске открылась выставка главного художника Ульяновского театра кукол Дмитрия Бобровича “Литературные герои глазами театрального художника”. Мы побывали на ее открытии, побеседовали с автором.

ОСОБАЯ АТМОСФЕРА
В просторном выставочном зале Историкомемориального центра-музея И.А. Гончарова разместились куклы и эскизы к спектаклям из разнообразного репертуара нашего Театра кукол. Это русские и зарубежные литературные сказки, пьесы таких выдающихся мастеров драматического жанра, как Ж-Б. Мольер, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Здесь волшебные персонажи из сказок “Карлик Нос”, “Господин Белло и волшебный эликсир” соседствуют с героями салонной культуры, мистических событий и духа азарта “Пиковой дамы”.

Можно здесь рассмотреть и макеты спектаклей “Ночь перед Рождеством”, “Бука. Как обрести друга”, “Лекарь поневоле”, “Вторая смерть Жанны д’Арк”, которые дают зримое представление о труде художника в театре и внешних средствах сценической выразительности.

ОТ ЗАМЫСЛА – К ОБРАЗУ
Дмитрий Сергеевич, несмотря на суету, царящую вокруг, согласился ответить на несколько наших 1 вопросов. И, в первую очередь, рассказал о выбранном пути.

– Графика сказки мне нравилась всегда, – говорит наш собеседник. – Даже дипломная работа в училище культуры была посвящена водному парку развлечений “У Мюнхгаузена”. Долго шел к этому, много рисовал. После чего преподава-тель Ирина Соловьева сказала, что есть вакансия на постановку спектакля в Театре кукол. Предложила попробовать свои силы, зная, что мне это близко. После постановки я уже решил, что хочу работать именно в Театре кукол.

Сначала работал Дмитрий Бобрович скульптором, но периодически участвовал в работе над спектаклем как художник-постановшик.
Как у любого творческого человека, у Дмитрия бывают “легкие” работы, а бывают и те, которые даются с большим трудом.

– Порой персонажи кукол получаются яркими сами по себе, а порой материал попадается очень сложный, над ним приходится корпеть и корпеть, – рассказывает художник. – Например, ставили “взрослый” спектакль “Прощание с Матерой” по Валентину Распутину в Мытищинском театре кукол “Огниво”. Режиссер года три планировал, как его лучше сделать. Я же размышлял над персонажами. Решили, что делать их похожими на людей не будем точно, но какую форму выбрать тогда? Долго не мог найти для себя образы ПОЖИЛЫХ женщин и противостоящих им представителей молодежи. Потом было принято решение, что в декорациях будут деревянные идолы, древние, огромные, а значит, и кукол мы делаем деревянными.

Дмитрий бродил по старым заброшенным садам, смотрел, как меняется дерево, когда на нем растет мох, когда оно темнеет. Главный персонаж – крепкая женщина Дарья Пинигина, была изображена самым здоровым СТВОЛОМ. Молодежь, которая мается, ждет от жизни в городе лучшей доли и не ценит старую родную деревню, обреченную быть затопленной из-за строительства ГЭС, стали черными, лопнувшими деревьями. В “молодежь” решили внести какие-то металлические предметы: крюки, шпингалеты…

– Было сложно работать тогда, так как где-то я спорил с автором, – продолжает Дмитрий Бобрович. -Но в результате получился интересный, достойный спектакль.

ПЕРЕЖИВАНИЕ КАЖДЫЙ РАЗ

Кроме Мытищ, Дмитрий Бобрович сотрудничает с театрами Волгограда, Чебоксар, Дагестана, Сахалина. Обмен опытом, признается ульяновский художник, получается колоссальный. Например, для работы в Дагестанском государственном театре кукол пришлось освоить анимацию песком. Эту технику теперь он применяет и в других спектаклях.

– Конечно, я отправляюсь в другие города, чтобы не было ущерба для работы в родном театре, – объясняет наш собеседник. – Потому что ответственность здесь большая за работу всего коллектива, в том числе швей, механиков, столяров. Всегда переживаю за каждый спектакль, потому что куклы, декорации играют здесь главенствующую роль. Даже на самых трагичных спектаклях, когда актеры выходят на поклон со слезами на глазах, я радуюсь, если ничего не сломалось, не упало.

Дмитрий Сергеевич БОБРОВИЧ родился 14 марта 1980 года в Ульяновске. Окончил Ульяновскую художественную школу №1. Затем учился на художественном отделении Ульяновского училища культуры (1995-1999). После этого в 2004 году окончил с похвалой Тольяттинский государственный университет. Там прошел профессиональную переподготовку по программе “Мировая художественная культура”. Участвовал в многочисленных выставках в Ульяновске, Тольятти (Самарская область), Нижнего Новгорода, также в 2002 году в Международных выставках в египетских городах Каире и Хургаде. С 2001 года работает в Ульяновском областном театре кукол имени Валентины Леонтьевой. Член Союза художников России с 2005 года.