Региональные власти получили право устанавливать межрегиональные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Вызовет ли это рост цен на билеты, выяснял «СК».
В минувший вторник вступил в силу Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации». Оказывается, до этого в стране попросту не было единого документа, который бы регламентировал отношения между органами власти и операторами. Каждый регион и каждый муниципалитет принимал свои правила игры, что часто вызывало недовольство перевозчиков.
Закон разделил пассажирские перевозки на три типа: межрегиональные (дальнего следования), межмуниципальные и муниципальные. Что особенно важно для пассажиров, в документе прописаны правила установления регулируемых тарифов для регулярных перевозок. При этом уполномоченные органы исполнительной власти в регионах отныне могут также устанавливать межрегиональные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. То есть цену билета будет устанавливать перевозчик по своему усмотрению. Не приведет ли это к резкому росту тарифов на пригородных маршрутах? Большая часть опрошенных специалистов, включая перевозчиков, оказалась не в курсе нового закона, но усомнилась в возможности скорого серьезного увеличения стоимости билетов.
– Сейчас нужно не стоимость проезда увеличивать, а оптимизировать маршрутную сеть, особенно пригородную. Людей в деревнях живет все меньше, все меньше и пассажиров, автобусы часто идут порожняком, а это огромные потери, – сетует предприниматель Ильгиз, владеющий несколькими микроавтобусами.
Право перевозить пассажиров теперь должно подтверждаться свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и картами этого маршрута. При этом карта муниципального маршрута выдается на каждое транспортное средство, которое используется на этом маршруте. Отсутствие такой карты влечет штраф на водителя в пять тысяч рублей, на должностных лиц – 30 тысяч рублей, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 300 тысяч рублей.
Изменилась и старая система, по которой автобусы, следующие из одного региона в другой, могли делать остановки там, где попросит водитель. Отныне перевозчик может высаживать только на автовокзалах и автостанциях.
Правда, если их нет на пути следования, отступить от правил можно.
Законодательные нормы коснулись и водителей общественного городского транспорта.
Высадка пассажира в неустановленном месте теперь карается штрафом в три тысячи рублей, а при повторном нарушении – уже в пять тысяч. Стоянка общественного транспорта вне станции или депо обойдется в пять тысяч рублей, при этом компанию-перевозчика могут оштрафовать за это на 20 тысяч.
Николай ГЕНИН