На прошлой неделе Ульяновскую область облетела неожиданная новость: митрополита Феофана переводят в Татарстан, а казанского митрополита Анастасия, напротив, переводят в Симбирск. Данное решение принято в ходе заседания Священного Синода 13 июля 2015 года. В журнале № 44 данного заседания сказано:

«ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о возглавлении Симбирской и Татарстанской митрополий. ПОСТАНОВИЛИ:

1. Преосвященным Казанским и Татарстанским, главой Татарстанской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Феофану.

2. Выразить благодарность Преосвященному Феофану за понесенные архипастырские труды в Симбирской епархии.

3. Преосвященным Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии быть митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию.

4. Выразить благодарность Преосвященному Анастасию за многолетние архипастырские труды по укреплению Православия в Татарстане, которые отмечены многократным увеличением приходов, реставрацией и строительством храмов и монастырей, а также за осуществление доброжелательного и конструктивного диалога с мусульманскими общинами и утверждение мира и согласия в регионе».

Такое решение удивило многих потому, что митрополит Феофан, ранее представлявший РПЦ в Челябинской области, возглавил Симбирскую и Новоспасскую митрополию лишь немногим более года назад. Сам он в качестве возможной причины столь быстрого перевода назвал межконфессиональные проблемы Татарстана, требующие незамедлительного решения. А у нового казанского митрополита как раз имеется соответствующий опыт.

В последующие дни состоялся ряд мероприятий, приуроченных к прощанию митрополита Феофана с симбирянами. Так, 15 июля архиерей провел пресс-конференцию для ульяновских и казанских журналистов. Журналисты попросили митрополита подвести итоги своей работы в Ульяновске.

– Думаю, во-первых, мне удалось самое главное – изменить отношения Церкви и общества, Церкви и государственной власти, Церкви с другими религиозными организациями, – считает владыка. – Во-вторых, когда я приехал, были большие проблемы с кафедральным собором. В основном финансового плана. Были и другие трудности. Я стал наводить элементарный порядок. Мне неоднозначно намекнули, что ни порядок я не наведу, ни собор не дострою. Говорю открытым текстом: я навел порядок и достроил собор. Это факт. Здесь давно приглашали Святейшего патриарха. Еще Алексия приглашали, затем Кирилла. Но все время визит откладывался. Я сразу сказал, что сделаю все возможное, чтобы визит состоялся. Оценка патриарха по итогам визита на Симбирскую землю была такова: «Это был мой лучший визит по организации, приему и общению с симбирянами за всю мою патриаршую жизнь». Если помните, с какой любовью мы встречали Святейшего, и несмотря на то что он был усталым, мы попросили его по максимуму исполнить здесь свою патриаршую миссию. Еще один факт. Церкви возвращен древний Спасский монастырь. Оставшиеся корпуса были заняты полицией и, казалось, ничего невозможно было сделать. А там должен был быть монастырь. Там в 38-м году были расстреляны 22 монахини. Мне говорили: не лезь, ничего не получится. Сегодня монастырь функционирует. На Никольской горе в Сурском запланировано открытие монастыря. Стоят готовые дома. Теперь все будет зависеть от нового владыки. Также было проработано все, чтобы историческое здание духовного училища, которое сейчас занимает медицинский факультет УлГУ, было возвращено Церкви. Справедливость должна восторжествовать. У нас единственный регион в Поволжье, где нет семинарии. Всегда можно найти решение без конфронтации и улучшить условия учебного процесса для студентов медицинского факультета, но в другом здании. И такие варианты есть. К сожалению, не хватило времени довести дело до конца. Многое, конечно, не удалось. Но, самое главное, не удалось окончательно повернуть мозги, чтобы пришло понимание, что мы носители своей культуры, православной или мусульманской. Мы не должны быть иванами, родства не помнящими. Или нам нужны какие-то другие «традиции»?

Рассказал митрополит и о своем отношении к Симбирску.

– Мне очень понравился Симбирск, мне понравились люди, я нашел здесь общий язык не только с руководством, но и с людьми. Вы же видите, общаясь с вами, я никогда не занимался «страусиной политикой», – заявил архиерей. – Я всегда отвечал на вопросы четко и предельно ясно. Замечательный город с хорошей историей, но и с трагическими моментами в судьбе, жизни. С одной стороны, он дал нам Карамзина, Гончарова, Пластова. А с другой стороны – вождь мировой революции, Керенский. Я не буду детально сейчас здесь анализировать эту страницу истории, но мы знаем, что была разрушена страна, масса жертв. Это все здесь было. Так что Симбирск – город с совершенно особой судьбой, корнями, но город прекрасный, в красивом месте стоит, с хорошей историей, с прекрасными людьми, живущими здесь на сегодня и, если меня сейчас спросят, что пожелать вам, я скажу так: не деритесь друг с другом. Это главное, ни в коем случае не надо расшатывать ситуацию, особенно в сегодняшнее непростое время. Говорил и говорю: в наше время основное – консолидация, а не противостояние. К чему приводят Майданы – всем известно. Нам не нужна революция. Если что-то надо, то есть эволюционный путь, путь совершенствования.

Обращаясь к ульяновцам с прощальным словом, митрополит Феофан заявил следующее:

– Я вас полюбил. Вы замечательные труженики, хорошие люди. И мне бы хотелось, чтобы благословение Божие снизошло на ваши семьи, на ваших детей, на нашу дорогую Симбирскую землю. Я буду совсем недалеко от вас. И независимо от того, сколько я здесь пробыл, 25 лет или год, мое сердце здесь. Храни вас Господь, мои дорогие симбиряне, всего вам доброго! У всех прошу прощения, если кого-то когда невольно обидел… А со своей стороны говорю – я вас люблю, с Богом, до свидания!

19 июля владыка совершил прощальное богослужение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска, после чего отбыл в Казань.

Прощаясь с митрополитом, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поблагодарил его за архипастырские труды на благо Симбирского края от лица всех ульяновцев и вручил одну из высших региональных наград – почетный знак Ульяновской области «За веру и добродетель».

– Все, наверное, со мной согласятся, что нам очень трудно прощаться с Вами, владыка, – сказал губернатор. – Хотя я думаю, что те границы, которые нас будут разделять, не столь уж и существенны. Надеюсь, что мы будем часто видеться, советоваться. Я думаю, что ни владыка, ни мы, руко- водство, ни симбиряне, мы не отка- жемся от тех проектов, которые вместе обсуждали и принимали. От имени всех жителей Симбирской – Ульяновской земли позволь- те выразить Вам нашу всеобщую сердечную благодарность за Вашу пастырскую мудрость, отцовскую заботу и любовь, за Ваши молитвы и труды, направленные на укрепление нашего региона и всей России. За год Вашего служения на Симбирской земле произошло множество значимых событий. Своим неусыпным архипастырским трудом Вы вносили и вносите огромный вклад в становление духовности, сохранение исторического и культурного наследия и, как следствие, преображение людских сердец, которые обретают в вере новые силы, чтобы жить и творить добро на этой земле. От всех ульяновцев, от всех симбирян, от всего сердца я желаю Вам крепкого здоровья, долголетия и дальнейших успехов в Ваших благословенных трудах на благо Святой Православ- ной Церкви и Отечества!

А уже 20 июля новый симбирский митрополит Анастасий совершил в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Всенощное бдение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, первые шаги владыки в качестве пастыря симбирских верующих ознаменовались провокацией: несколько десятков прихожан «поприветствовали» его скандированием: «Анаксиос», что в переводе с греческого означает «не достоин». Неприятие отдельными прихожанами нового владыки связано со скандалом, в котором тот оказался замешан еще в бытность руководителем Казанской митрополии.

В завершении богослужения глава митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.

– Дорогие мои, возлюбленные о Господе братья и сестры! Я хотел бы попросить у вас прощения, что мой приход на Симбирскую кафедру, в этот богоспасаемый город послужил поводом для того, чтобы разнузданные последователи Кураева устроили вот этот бесшабашный акт, который возмутил всех нормальных верующих людей. Я прибыл сюда не по своей воле, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Я прослужил Церкви 46 лет, и, если бы я не достоин был этого, то, наверное, Святейший патриарх прекратил бы мое пастырское служение. Благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание. 26 лет я – в архиерейском сане. Если кто бывал в Казани, то вы знаете, какие прекрасные храмы и святыни находятся там. Тот образ, что сегодня я принес в этот храм, принадлежал последней настоятельнице Казанско-Богородицкого женского монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен обители. Я взял его с собой из Казани, чтобы освятить образом Царицы Небесной этот край, чтобы Она стала покровительницей всей Симбирской земли. Пусть Господь судит каждому по делам своим. То, что свершилось, найдет возмездие у Господа. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин по навету таких же людей 7 лет отбывал тюремное заключение. И те, кто сегодня в храме высказал свое недовольство, я уверен – это не православные, не верующие люди. Для нас смысл нашей жизни – приобретение Царства Божия, служение Господу, это возрождение себя к вечной жизни, возрождение потерянного в себе образа Божия. Если мы кричим, беснуемся, то далеки мы от Господа. Я верю, что Царица Небесная будет с нами и не оставит нас в трудную минуту. Этот день, когда мы празднуем канун праздника явления иконы Казанской Божией Матери во граде Казани, ознаменовался для меня таким испытанием. Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам злобствовать в этом городе и на Симбирской земле. Но самое главное, чего мне хотелось бы, так это того, чтобы Царица Небесная принесла мир в их возмущенные души. У нас есть только Господь и Царица Небесная, а на земле мы в послушании Святейшему патриарху и Священному Синоду. И никто не сможет разрушить ту Церковь Христову, которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать, несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких вот темных личностей, которые, к сожалению, живут на нашей земле. Я Всех вас поздравляю с праздником и пусть благодать Царицы Небесной будет с нами. Храни вас Господь!

 

При подготовке публикации использовались материалы пресс-службы Симбирской митрополии