Можно ли повесить на многоквартирный жилой дом траурный венок? Что является вывеской, а что – рекламой? Кто вправе все это размещать и какая ответственность грозит нарушителям? Российские законы и суды весьма противоречивы в ответах.

Венок раздора
Жители дома по улице Жигулевской, 17 были удивлены, обнаружив на наружной стене здания траурный венок. Позже выяснилось, что появился он там по инициативе одного из членов правления ТСЖ – в память о погибшем сыне. Каждый день лицезреть символ скорби захотели не все жильцы, обратившись с жалобами в прокуратуру и жилищную инспекцию.

Надзорные органы обязали правление ТСЖ венок снять, однако товариществом было организовано общее собрание собственников с вопросом «о разрешении установки кондиционеров, спутниковых антенн, видеокамер, мемориального знака на стенах и крыше дома». Большинство собственников проголосовали «за», однако группа жильцов решила оспорить решение в суде. В своем иске они указали, что мемориальные знаки устанавливаются или в местах захоронений, или в порядке, определенном правовым актом администрации Ульяновска (Постановление главы города от 24 апреля 2008 года №2951 «О правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск»), создают «психологическую напряженность», и просили признать решение общего собрания незаконным.

Засвияжский районный суд, однако, истцам отказал. В обоснование своего решения он сослался на часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса, где перечислены относящиеся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопросы. «Перечень компетенций общего собрания собственников помещений не является исчерпывающим, говорится в решении. В связи с чем оснований полагать, что принятые на общем собрании вопросы не относятся к компетенции общего собрания собственников жилого помещения, у суда не имеется».

Вывеска вывеске рознь
Несколько иной позиции придерживается Верховный суд РФ, рассмотревший на днях схожий спор с участием хабаровской фирмы и местной управляющей компании. Все началось с того, что коммерсанты вывесили на стене жилого дома два плаката. Один площадью два квадратных метра возвещал, что в доме находится кондитерский магазин, указывались режим работы, юридический адрес и ИНН организации. Вторая вывеска размером уже восемь квадратных метров дублировала первую.

Управляющая компания заявила в суде, что по Закону «О рекламе» кондитеры обязаны заключить с управляющей организацией, то есть с ними, договор о размещении на доме рекламных конструкций. А еще заплатить им за все время, пока вывески висели, дескать, это является необоснованным обогащением при использовании общего имущества дома.

Краевой и окружной арбитражные суды трактовали ситуацию по-разному. В итоге Верховный суд указал на то, что в Хабаровске есть правила благоустройства города, в которых, кроме всего прочего, прописаны виды, способы, порядок размещения вывесок в городе. И эти правила суды, разбирая спор, обязаны были учитывать и применять. Там, в частности, было сказано, что все предприятия города должны размещать рядом со входом в учреждение на стене информационные вывески определенного размера, как раз такого, как у маленькой вывески ответчика. Потом суд признает ее вывеской, содержащей необходимую для потребителей информацию.

А вот большой плакат не содержит всех необходимых сведений по Закону «О защите прав потребителей», намного превышает размеры информационной вывески, поэтому суд признал ее рекламой и применил статью 44-Б Жилищного кодекса РФ, по которой за такую вывеску надо платить. При этом решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и о рекламных плакатах, принимается общим собранием жильцов.

Ловите сами
Немало рекламы поджидает обитателей многоквартирных домов и у подъездов, внутри них, в лифтах. На днях ульяновские законодатели озаботились вопросом: можно ли на местном уровне установить меры ответственности за нарушение требований к внешнему виду фасадов и ограждений жилых зданий (нанесение тек-ста, расклейка объявлений, установка рекламных конструкций, рекламных щитов без согласования с советом дома либо руководителем управляющей организации), ведь это портит внешний вид зданий, а порой и создает угрозу пожарной безопасности?

Оказалось, что нет. Требования к внешнему виду жилых и многоквартирных домов установлены правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКК, а требования к размещению рекламы (объявления и рекламные конструкции) федеральным законодательством. Правила размещения рекламы на многоквартирных домах установлены также Жилищным кодексом РФ. Следовательно, и установление административной ответственности за нарушения в этой сфере относится исключительно к компетенции федеральных органов власти. Так что вести охоту на расклейщиков объявлений в подъездах должны сами жильцы, сделали вывод ульяновские власти.

Николай ГЕНИН