В известном рассказе Василия Шукшина «Срезал» деревенский бузотер Глеб Капустин был знаменит тем, что в разговорах с городскими, приезжавшими навестить своих родных, начинал нести такую ахинею, что приезжие терялись и ничего внятного не могли бузотеру возразить. Сам Капустин считал, что таким образом он сбивает с городских спесь. В роли такого вот Глеба Капустина выступил на неделе первый зам. главы областного правительства Александр Якунин.

«Срезал» Якунин, собственно, меня, автора заметки «Туристов в Ульяновске ждут, но спустя рукава», опубликованной в «СК» 2 июля. В ней я размышлял о надеждах наших властей на возрождение туризма в области и привлечение, в частности, к нам китайцев, которым должно быть интересно посмотреть на родину Ленина.

Но по своему опыту, писал я, я знаю, что туристам нравится там, где для них есть все необходимое. Это кров, пища, зрелища и санитарно-гигиенические условия, к которым относится возможность без проблем посетить туалет, да и элементарно вымыть руки. Умалчивая о крове и зрелищах, я констатировал, что в нашем городе сложно с простой, дешевой и вкусной пищей, а туалетов нет вообще. Отчего те же китайцы, которых у нас ждут до миллиона человек в год, должны будут испытать шок и ужас, поскольку у них в Пекине, например, – без малого восемь тысяч общественных туалетов. И я делал вывод, что не очень-то туристов в Ульяновске, видимо, и ждут, ибо город наш для нормальной жизни пока не приспособлен.

Ответить на статью было поручено, вероятно, как раз Александру Якунину, который на недавней встрече с прессой это и сделал, заявив среди прочего, что «Курьер» только тем и занимается, что все перекрашивает из белого в черное. Как истинные поэты, мы по завету незабвенного нашего Александра Сергеевича Пушкина, конечно, хулу и похвалу приемлем равнодушно, но хотели бы уточнить, как математики: Александр Иванович, любезный, мы точно перекрашиваем все? Нам важно это знать. Скажем, несколько месяцев назад в ульяновских СМИ появились большие публикации о том, что кандидатская диссертация одного из членов облправительства якобы ненастоящая, то есть что писал ее не он. «Курьер» был в городе единственным из СМИ, кто назвал эти публикации чепухой, заметив, что как человек, реально поработавший на земле, он и сам способен был подготовить эту диссертацию. Я почему спрашиваю? Если мы перекрашиваем, как Вы изволили выразиться, все, значит, и в случае с той диссертацией перекрасили из белого в черное, и, возможно, нам следует извиниться за это перед нашими читателями?

Впрочем, это заметки, так сказать, на полях. Перехожу к главному. На наш пассаж об отсутствии в городе туалетов Якунин отреагировал как отрезал – фразой: «В туалет надо ходить дома, а не в музеях». И вспомнил, как в детстве мечтал побывать в Музее Ленина, но никогда не задумывался о том, есть ли там туалет. Ну, не знаю! В своей статье я много говорил, конечно, о китайцах, но писал-то ее, как мне казалось, на русском языке.

И удивительно, что добрейший Александр Иванович умудрился так неловко перевернуть в ней все с ног на голову. Во-первых, не о туалетах в музеях города в ней речь, а об общественных туалетах. Это, знаете, такие компактные строения на обочинах (или в глубине) улиц, парков, скверов и дорог, на дверях которых обычно нарисованы буквы «М» и «Ж». Иногда на них рисуют еще мужские и женские фигурки – для тех, кто букв не знает. Вот что я-то имел в виду. Во-вторых, говорил я не столько об ульяновцах, которым Вы совершенно справедливо и мудро советуете перед посещением музея сходить дома в туалет, сколько о приезжих, у кого дом далеко, и за сутки им туда-обратно чаще всего не обернуться, а побывать в Музее Ленина они, скажем, как Вы в детстве, мечтают.

В общем, уважаемые китайцы, мы хотели как лучше, но нас не поняли. Не понимают они, зачем вам нужно бывает в туалет. Сами-то они в него ведь не ходят и нас отучили. Мы тоже не ходим. Так живем.

Сергей Поленов