Лето – пора отпусков и каникул.
Но кинематографисты практически не знают отдыха, ежесезонно снимают для нас фильмы и сериалы. Сейчас в производстве находится драма “Принцип Талиона”, в которой снялся наш земляк Михаил Куряев. Несмотря на плотный график, он, а также режиссер и сценарист картины Лилия Трофимова, согласились ответить “МГ” на несколько вопросов.

ЗАКРЫТЫЙ ГАРИК
Принцип талиона – это такой принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением. Проще говоря: “Око за око, зуб за зуб”. В картине все герои значимые, все они взаимосвязаны. Любой их поступок, любое действие получает в ответ либо награду, либо наказание.

Михаил Куряев, знакомый телезрителям по таким проектам, как “Чернобыль. Зона отчуждения” и “Красивая жизнь”, рассказал нам о своем герое. Напомним, что Михаил в 2007 году окончил факультет культуры и искусства УлГУ (руководители курса – М.В. Скандаров, Ю.С. Копылов). Вел телепрограммы на региональном телевидении. Несколько лет играл на сцене Ульяновского областного драматического театра имени Гончарова. С 2014 года является актером Московского областного театра драмы и комедии (г. Ногинск).

– Моего героя зовут Гарик, – рассказывает актер. – Человек не особо подпускающий к себе других. У каждого, возможно, есть такой сосед. Вроде, он перед глазами, видишь, может, каждое утро, но не знаешь, кто он. Он живет своей жизнью, может, и не совсем законопослушной, но он никого не судит и не хочет, чтобы судили его, никого не трогает, но и его трогать не надо. Он спокоен и знает, что делает.

Как сказал наш земляк, монтажа нового полнометражного фильма с его участием он пока не видел, но ждет с нетерпением, когда появится такая возможность.

– На мой взгляд, процесс съемок был очень позитивный. Каждый старался на проекте, оставляя частичку своей души, – говорит Михаил.

“У РОДИТЕЛЕЙ БЫЛ ШОК”
Лилия Трофимова подробно рассказала о съемках фильма “Принцип Талиона”, а также о том, как стала режиссером.

– Сама я москвичка, родители хотели, чтобы я обучалась в академии МВД, куда я и поступила на факультет подготовки экспертов-криминалистов, – рассказывает о себе кинематографистка. – Но в тот же день мы с бабушкой забрали мои документы и помчались во ВГИК, куда я сходу поступила на режиссерский факультет. Дома у всех был шок, для папы это была не профессия! К тому же с детства я занималась художественной гимнастикой, ходила в музыкальную школу по классу фортепиано, занималась эстрадно-джазовым вокалом, даже прошла предкастинг на первую “Фабрику звезд”. Конечно, было бы логичнее поступать на актерский факультет, но я решила стать режиссером.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ КИНО
По словам Лилии, она представляла, что работа режиссера заключается только в командовании рабочим процессом, но с первого семестра началась “совсем другая жизнь”: изучение устройства камер, фотоаппаратов, линз, объективов, занятия по проявке, печати и так далее.

– К тому же мне говорили, что режиссура – это не женское дело, – вспоминает наша собеседница. – Но я привыкла добиваться поставленных целей и завершила обучение. На данный момент с курса я одна пошла в игровое кино и сняла полный метр (полнометражный фильм). О выбранной профессии не жалею, ведь кинематограф – это особый образ жизни, это люди с определенным складом характера, силой воли, авантюристы, готовые на все ради отличного кадра, сцены.

По словам режиссера, в съемочную группу входит порядка 60 человек. Лилия работает со своей группой уже около трех лет. В нее входят профессионалы высокого уровня.

ДЕБЮТНАЯ РАБОТА

В кинематографе Лилия уже 10 лет, 4 из них была вторым режиссером – набиралась опыта. С 2008 по 2011 годы была художественным руководителем телестудии в МГКИ и преподавателем режиссуры.

“Принцип Талиона” – это ее дебют как режиссера-постановщика, Мало того, Лилия сама является сценаристом.

– Сценарий я написала при участии редактора и диалогера за два месяца, – рассказывает режиссер. – К сожалению на тот момент (и к счастью – по итогам), мне достался сценарист-дебютант, с которым мне приходилось проводить очень много времени, так как весь сценарий он писал под мою диктовку. Это был очень трудоемкий период. Но эталонный сценарий удовлетворил всех.

По словам Лилии Трофимовой, фильм рассказывает о столкновении двух классов, двух совершенно разных семей с разными взглядами. По-началу фильм кажется легким, молодежным, но к середине повествования он приобретает сильную драматическую линию. Вся кинолента строится на неожиданных поворотах, зритель даже не предполагает, что произойдет дальше.

– Что касается работы режиссера, то верно будет сказать, что “режиссер создает мир, которого нет”. Поэтому, конечно, я имею полное отношение ко всем этапам работы.

Без режиссера не может быть принято ни одно решение: ни цвет стен в комнате героя, ни цвет шарфа на актрисе.

– Например, в нашем фильме костюмы (образы) создавались индивидуально и долго обсуждались мною с художником по костюмам Ольгой Мандрик, – продолжает Лилия. – Также образы прорабатывались художником-гримером Михаилом Вигдоровым. Благодаря совместной работе получились очень яркие образы.

Что касается операторской техники, то она была самая современная, в том числе применялась так называемая “Russian arfn” (“русская рукг”), благодаря ей снимаются погони.

Конечно, этапы монтажа, цветокоррекции и озвучания также проходили с участием режиссера, так как именно он знает, зачем и почему так снималась та или иная сцена. Кстати, как сказала Лилия, монтажер в ее команде тоже ульяновец – Антон Трутников.

– В общем, работали мы весело, дружно, – делится впечатлениями Лилия.

– И мне удалось осуществить все задуманное.

Конечно, было волнение, но позже оно ушло, так как и с актерами, и со съемочной группой было полное взаимопонимание.

Я очень довольна результагом. Но главный критик – это зритель. Надеюсь, уже в этом году он оценит наш труд.