ОНИ ТАМ, ГДЕ ОПАСНО, ГДЕ НУЖНЫ ВЫСОКАЯ БОЕВАЯ ВЫУЧКА И ОТЛИЧНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ И ОТВАГА. ИХ ДОБЛЕСТЬ, СИЛА, НАДЕЖНОСТЬ НАВЕЧНО ОВЕЯНЫ СЛАВОЙ. ОНИ ЛОВЯТ ВОСХИЩЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЖЕНЩИН, УВАЖИТЕЛЬНЫЕ – МУЖЧИН. 2 АВГУСТА СТРАНА ОТМЕТИТ 85-ГОДОВЩИНУ СО ДНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК.
За свою многолетнюю историю десантники участвовали во многих военных конфликтах, защищая интересы своей страны. В преддверии Дня ВДВ мы встретились с Николаем Лазаревым, прошедшим Афганистан (война длилась с 1979 по 1989 год), и Рафаэлем Мардеевым, потерявшим ногу при выполнении боевой задачи в Чечне (1999-2001).

ВЗЯЛ УПОРСТВОМ
Николай Лазарев был простым деревенским парнем. Родился в Цильнинском районе, окончил кундюковскую школу, тогда 8-летнюю. Затем учился в Совхозетехникуме. Немного проработал в родном селе. И осенью 1987 года пришло время идти в армию.

До этого было несколько приписных комиссий, на каждой из которых 19-летний Коля просился в Воздушно-десантные войска, так как именно там служили многие его друзья. Сейчас Николай Алексеевич понимает, что в военкомате были свои планы, куда отправлять тех или иных призывников в зависимости от наполненности в разных войсках, но у призывника молодая кровь кипела и хотелось добиться своего.

– И тогда я заявил военкому, что куда бы он меня ни отправил, я буду лучшим дезертиром и буду говорить, что он меня научил убегать, – вспоминает наш собеседник. – Видимо, мое упорство удивило военкома. Он уступил, отправил меня на три прыжка с парашютом, после чего я получил третий разряд по парашютному спорту.

10 ноября 1987 года рано утром Николай Лазарев ушел в армию.

УЧИЛИ ВЫЖИВАТЬ
Служил Николай Алексеевич в известной 9-й парашютно-десантной роте 345-го гвардейского парашютно-десантного полка. Но сначала прошел “учебку” в Фергане (Узбекистан), в б-й роте. Вспоминать военное время для нашего собеседника – все равно, что снова там побывать. Поэтому одни моменты рассказывает с улыбкой, другие – с печалью и болью.

– Помню, когда добирались в Ферган, ждали поезд в Ташкенте, – делится воспоминаниями Николай Лазарев. – Там стоит, а мы в фуфайках теплых, шапках (на роди него осень глубокая). Давай менять все на арбузы, дыни. А в поезд сели, поняли, что глупость сделали: такой колотун начался! Зуб на зуб не попадает, а спать хочется. Ну, кое-как, спина к спине, устроились. А до места добрались – в баню сходили, постригли нас всех налысо, аж друг друга не узнали.

В “учебке” молодые бойцы пробыли почти полгода, причем уже через пару месяцев они осознали, что их ждет отправка в Афган. В Фергане Лазарев освоил воинскую специальность гранатометчика-“агээсника” (АГС – это автоматический гранатомет станковый. – Ред.). Помнит, как отцы-командиры учили молодых выживать. Каждый день ходили 12 км пешком на стрельбище, причем и днем, и ночью. Кто промахивался – обратный путь бежал в полной экипировке. Учились также ориентироваться в горах.

“А ПУЛИ – ПО НОГАМ”
Потом был Афганистан, Баграм. Родителям долгое время не писал, не хотел расстраивать. Но когда родня начала поиски через военкомат, Николай написал всю правду. Кстати, говорит, что до сих пор у брата хранятся его письма, но прочитать их Николай Алексеевич пока не готов.

В полку гранатометчиков хватало, поэтому пришлось переквалифицироваться в пулеметчики, буквально перед первым боем.

Боевое крещение получил в операции возле населенного пункта Хоркабуль.

– 8-я рота попала в тяжелую ситуацию, у нее кончались боеприпасы, – рассказывает Николай Алексеевич. – Наша 9-я рота пошла на выручку. Пришли уже по темному времени, и всю ночь “духи” долбили из “эрэсов”

(PC – ракетные сна ряды. – Ред.). Утром 8-я рота ушла на “закат”, то есть домой. А мы остались. Начался бой, затянувшийся на весь день. Только в 9 вечера мы получили команду “закат”. Меня за эту операцию наградили медалью “За отвагу”.

Это была первая, но не последняя награда. Всего за год службы в Афганистане Лазарев участвовал в 11 боевых операциях.

– Забыть все, что там пережили, а уж тем более, погибших товарищей – невозможно, – говорит наш собеседник. – И, казалось, за те годы, что встречаемся с боевыми друзьями, рассказали друг другу и вспомнили все, что можно. Но каждый раз прокручиваешь в памяти события, и разговоры могут длиться часами. Например, мне все припоминают один случай. Мы попали в засаду, все спрыгнули с БМП (боевой машины пехоты – Ред.), начали обороняться, а у меня пулеметная лента размотана была и застряла между бортом и башней. Башню заклинило, развернуть ее в ту сторону, откуда стреляют, не могу. “Духи” долбят, пули по ногам, а я пляшу на броне, пытаюсь вытащить ленту! Кое-как выдернул, начал отстреливаться…
МОГ ВЕРНУТЬСЯ “В ЦИНКЕ”
Рафаэль Мардеев на Афганскую войну по молодости не попал. В год, когда советские войска вышли из Афганистана, Рафаэль только отправился служить. Попал в Азербайджан в 1990 году. В августе 2000 года 91-й сводный батальон 31-й Отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (ОДШБр) уходил в Чечню на замену 116-му батальону. Сначала прибыли в селение Автуры, спустя непродолжительное время их роту перебросили в Гудермес, затем – в Аргун, где они базировались неподалеку от комендатуры.

Часто выходили на разведывательно-поисковые действия (РПД) и “зачистки”, они могли длиться до недели. Сами они не имели права разбираться с боевиками, поэтому лишь доставляли их к следователям.

Многое повидал Рафаэль на войне, в том числе и гибель товарищей. Сам он также мог вернуться домой “грузом-200”.

– До вывода из Чечни оставалась всего неделя, – вспоминает наш второй собеседник. – 27 марта 2001 года мы пошли в дозор, или как еще говорили, в секрет. На следующее утро вернулись. Наш комвзвода Дима Милюдин собрался искать кой-каких, так скажем, ненадежных людей. Я решил поехать с ними, хотя должен был отдыхать. Ехали на двух машинах. На обратном пути первая БМД (боевая машина десанта. – Ред.) прошла нормально. А рядом со второй, на которой ехал я, взорвался радиоуправляемый фугас. Моя нога как раз была на левом крыле…

Ногу оторвало, голова была разбита. Дмитрий Милюдин, опытный омоновец, восемь раз бывший в Чечне, тоже был тяжело ранен. Их срочно доставили в Моздокский госпиталь. Только Милюдин скончался, а Мардеев остался жив.

По воспоминаниям товарищей, они не сразу поверили в это, ведь Рафаэль потерял очень много крови.

Пять месяцев боец провел на больничной койке. До ноября 2008 года Мардеев еще служил в 31-й ОДШБр: командование с пониманием отнеслось к десантникам, прошедшим такой путь, и сразу “на вольные хлеба” не отпустило.
ЭТОЭЛИТА

Сейчас Николай Лазарев возглавляет Совет Ульяновского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов “Боевое братство”. Рафаэль Мардеев, живущий нормальной жизнью, несмотря на протез, является председателем региональной организации инвалидов войны в Афганистане.

За плечами у обоих – война, пусть и разная, но одинаково страшная. Сейчас через организации они помогают “своим”. С гордостью оба рассказывают о своей причастности к Воздушно-десантным войскам.

– У каждого рода войск свои заслуги, – говорит Рафаэль Абдляхатович. – Но если что случится, первыми отреагируют десантники. К физической подготовке добавляется еще особая моральная сила. Вот помню, возвращаешься с очередной операции, все надоело, устал. Но как только равняешься с другими войсками, сразу выпрямляешься, открывается “второе дыхание”.

– Бывших десантников не бывает, – добавляет Николай Лазарев. – В каком бы возрасте мы ни были, но мы многое можем сделать и молодому поколению важные вещи объяснить. ВДВ – это элита.

Рассказали ульяновские десантники и о своих традициях. Самая важная – съездить на кладбище, отдать дань памяти и уважения погибшим товарищам. А вот что касается купания в фонтанах в День Десантных войск, то наши собеседники сказали, что в их времена такого не было. Скорее всего, это веяние пришло из крупных городов и связано с желанием освежиться в жару – не больше.

– А если говорить о желании некоторых подвыпивших десантников сейчас “идти крушить рынки”, то оно неоправданно. Нужно уметь, конечно, не забывая историю, перелистывать ее страницы, – говорит Рафаэль Мардеев и призывает “полосатых” с достоинством провести юбилей родных войск.

К поздравлениям присоединяется и Николай Лазарев:

– Уважаемые бойцы-десантники, боевые братья! Поздравляю вас с 85-й годовщиной! Желаю всем нам мирного неба, долгих лет жизни. Чтобы наши близкие, наши дети радовали нас под старость лет.

Редакция “Молодежной газеты” присоединяется к поздравлениям и желает всего самого лучшего “крылатой пехоте”.

Беседовала Вера МЕРКУЛОВА