Ульяновская область вошла в десятку регионов, где услуга по электронному оформлению полиса ОСАГО стала наиболее популярна среди автовладельцев. Это и не удивительно, если учесть, что страховщики по-прежнему продолжают навязывать водителям дополнительные виды страхования.
С 1 июля российские автовладельцы получили возможность оформления полиса ОСАГО через интернет, без необходимости ехать в страховую компанию. Прошедший месяц показал, что услуга очень популярна. Как отмечают в Российском союзе страховщиков (РСА), за первые две недели продаж интерес к покупке е-полиса ОСАГО проявило более 14 тысяч автовладельцев. При этом наибольшую активность в покупке полисов проявляли регионы, в десятку лидеров вошли Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Свердловская область, Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область, Башкортостан, Архангельская область. Примечательно, что наибольшей популярностью е-полис пользуется в небольших населенных пунктах. Так, например, в числе первых его обладателей стали жители Димитровграда и Тереньги, отмечается на сайте РСА.
Количество неоплаченных полисов пока заметно превышает число заключенных договоров. Фактически в электронном виде заключено 800 договоров, остальные 13 тысяч просто тестировали систему. Однако страховщики считают и это большой удачей.
О своем намерении пройти тестирование в осуществлении продажи электронных полисов ОСАГО в РСА заявили 34 компании.
Популярность услуги объясняется еще и тем, что создателям сервиса удалось избавить автовладельцев от необходимости ставить под е-полисом электронную подпись (специальный электронный ключ, его надо получить в удостоверяющем центре), которая есть далеко не у каждого.
Сейчас, чтобы приобрести электронный полис, необходимо зайти на сайт страховой компании, заполнить заявление, приложить отсканированные копии документов (паспортные данные страхователя и владельца автомобиля; данные свидетельства о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства (на выбор); данные водительских удостоверений допущенных к управлению водителей; данные действующей диагностической карты на автомобиль, если автомобиль в соответствии с законодательством РФ проходил техосмотр) и оплатить заказ на сайте с помощью банковской карты.
В процессе оформления и расчета система автоматически проверит данные через единую федеральную базу данных водителей РСА. После оплаты вы получаете ваш электронный полис ОСАГО на свою электронную почту. Его нужно будет просто распечатать и иметь при себе при управлении автомобилем.
В настоящее время сервис доступен для пролонгации действующих договоров ОСАГО. Это когда вы не меняете страховую компанию, а срок действия последнего полиса еще не истек. С 1 октября 2015 года, обещают в РСА, сервис будет доступен и для новых договоров.
Пока же система работает со сбоями.
Популярность е-полисов растет на фоне продолжающегося навязывания дополнительных видов услуг со стороны страховщиков. В частности, на днях Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области вновь поймало «Росгосстрах» на навязывании дополнительных видов страхования – жизни, здоровья, имущества и т.п.
В начале 2015 года компания представила в ФАС России приказ о запрете своим сотрудникам навязывать дополнительные услуги. Однако в регионах, в том числе в Ульяновской области, по-прежнему поступали и поступают жалобы от недовольных граждан.
«Управление пришло к выводу, что ООО «Росгосстрах» приняло формальные меры по обеспечению соблюдения прав покупателей, что не имеет реального воздействия на прекращение нарушения антимонопольного законодательства. Доводы управления поддержали в Арбитражном суде Ульяновской области. Это значит, что ООО «Росгосстрах» обязано провести реальную работу по пресечению незаконных действий», – говорится в сообщении УФАС.
В настоящее время РСА внедряет новые стандарты качества оформления полисов: полис должен быть продан в день обращения, каждый автовладелец должен быть уведомлен страховой компанией о праве воспользоваться скидкой за безаварийную езду (КБМ), а также иметь возможность вести аудио-, видеозапись процесса покупки. Предлагать допуслуги можно будет только после ознакомления клиента с его правами. Информация о новых правилах для клиента должна иметься в офисах страховых компаний.
Дмитрий Минаев