Постичь душу русского человека попытался этим летом в ульяновской глубинке – селах Сурского района – Леонид Лазарев.

Профессиональный фотограф, чьи снимки украшают музеи России, хранятся в частных коллекциях и продаются на арт-аукционах, прошел дорогой другого мастера. 145 лет назад в Симбирской губернии дважды побывал фотограф из Санкт-Петербурга Вильям Каррик. 200 снимков, сделанных у нас в 1871 и 1875 годах, стали классикой фотоискусства и широко известны во всем мире. Лазарев из сотен своих фотографий достойными замысла показать русские типажи посчитал всего 20 кадров. По замыслу НИИ истории и культуры Ульяновской области, организовавшего эту творческую поездку в Карсунский, Сурский и Инзенский районы, она должна «материализоваться» в виде совместной выставки Каррика и Лазарева.

Вильям Каррик – явление уникальное не только для мира фотографии. Он не просто сделал удачные снимки, а открыл душу русского человека европейцам. Свои фотографии Каррик тиражировал на открытках и продавал иностранцам в России, а потом и за рубежом. Его работа тем более удивительна, что сам он родился в Шотландии, но родители привезли его в Санкт-Петербург младенцем нескольких недель от роду, и практически всю жизнь он прожил в России. Окончил Академию художеств, учился в мастерской Карла Брюллова, но художником не стал, а открыл фотоателье. К слову, его графика хранится в фондах нашего Художественного музея. Первые снимки крестьян и рабочего люда он сделал еще в Петербурге, но этого ему было недостаточно. И тогда он отправился в Симбирскую губернию, в которой он увидел всю Россию в миниатюре с ее многонациональным населением.

Леонид Лазарев проводит параллели с жизнью и творчеством мастера. Оба – из рода лесопромышленников, оба учились в художественных вузах (Лазарев – во ВГИКе), оба смотрели на мир через призму фотоаппарата и пытались разглядеть самую суть человека, показать ее другим. И поэтому сейчас, в преклонном возрасте, Лазарев решил пройти по пути Каррика и устроить перекличку времен, показав современные типажи русского народа.

Конечно, на снимках Лазарева – совсем другие люди.

Хотя бы потому, что Каррик снимал почти крепостных крестьян, которые за семь лет отмены крепостного права еще не привыкли к собственной свободе. За 145 лет лица изменились. И хотя многие персонажи Лазарева светятся улыбками, снимки лучатся цветом, светом, чувствуется некий романтический ореол.

Он сам признает, что в селе не все так радужно и безмятежно. Где-то его встречали серость, дома, заросшие бурьяном по пыльные окна, а где-то – что ни дом, то новая краска, сверкающие стекла и ощущение жизни. Про героя фотографии «Хозяин гусей» он говорит, что вдруг понял: этот человек и сам как гусь – к нему можно относиться только с жалостью и сочувствием… Может, потому Лазарев и отказался от нарочитой резкости современной фотографии и создал искусственную размытость. Взгляд фокусируется на выражении лиц, прищурах глаз, искренних улыбках.

– Мне приходилось едва ли не на уши вставать, чтобы эти люди открылись мне, незнакомому человеку с фотоаппаратом, – рассказал Лазарев.

– Не могу объяснить, как я определял, кто подойдет для съемки, а кто – нет, мне подсказывало внутреннее чутье. И я никого не уговаривал, если люди говорили мне «нет».

Другое дело, если человек стеснялся простой или грязной одежды, небрежной прически. Я, кстати, сам одеваюсь скромно, чтобы быть ближе к этим людям. И я всеми силами старался показать, что я им друг, что со мной можно разговаривать, мне можно доверять. И все равно иногда ради одного удачного кадра приходилось делать сотню снимков – например, чтобы девочкакадет светло и радостно улыбнулась, а мужчина изменился в лице, склонившись к своему другу-псу. Я хочу, чтобы весь мир увидел: с этими людьми не нужно воевать, с ними можно дружить, сесть за стол, выпить рюмку водки, а главное – наш великий русский народ достоин уважения.

Автофотоэкспедиция Лазарева стала частью II этнокультурного фестиваля «По Суре: из прошлого в будущее». Растормошить, уговорить, раскрыть сельских жителей фотографу помогли директор НИИ истории и культуры Ульяновской области Сергей Прокопенко и его заместитель Надежда Липатова, а также доцент кафедры истории Отечества УлГУ Ирина Зубова.

Анна Школьная