На каждого жителя Ульяновской области, включая стариков и младенцев, приходится 15,6 тысячи рублей государственного долга региона. Дефицит бюджета заставляет власти занимать деньги в большем, чем планировалось год назад, объеме.

Министерство финансов РФ опубликовало данные госдолга субъектов страны по состоянию на 1 июля. По сравнению с началом года нагрузка на бюджеты регионов ПФО выросла на 27,3 миллиарда рублей, однако ситуация не везде одинаковая. Долг Ульяновской области за полгода вырос на рекордные среди регионов ПФО 14,4 процента – с 17,4 миллиарда до 19,9 миллиарда. При этом целому ряду регионов округа, к примеру, Пензенской и Оренбургской областям, Пермскому краю, Башкортостану и Чувашии, госдолг удалось сократить. Что и понятно – ставки по кредитам выросли, и власти предпочитают не делать новых заимствований, ожидая более благоприятных условий.

У ульяновских властей, похоже, выбора нет. Областной бюджет (33,3 миллиарда рублей) на этот год утвержден с дефицитом в 3,76 миллиарда рублей, что превышает критические десять процентов от объема дохода казны. Однако замедление экономики не позволяет собрать запланированные налоги, и, чтобы выполнить свои обязательства, властям приходится занимать. Причем ускоренными темпами. В частности, в бюджете-2015 прописано, что верхний предел государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января 2016 года должен составлять не более 18,3 миллиарда рублей, однако к 1 июля этот показатель уже приблизился к 20 миллиардам рублей.

Всего в этом году регион планирует занять на внешнем рынке 9,9 миллиарда рублей. При этом более шести миллиардов рублей предстоит отдать на погашение ранее взятых кредитов (в 2016 году – уже 6,6 миллиарда рублей).

Да, в абсолютных цифрах госдолг Ульяновской области – не самый большой в ПФО. У соседнего Татарстана, к примеру, он составляет 104,7 миллиарда рублей.

Однако разница в том, что три четверти долга там приходится на бюджетные кредиты из федеральной казны по минимальным ставкам, а остальное – это гарантии, которые предоставляются инвесторам под реализацию их проектов. Львиная доля заимствований Ульяновской области приходится как раз на банковские кредиты по рыночным ставкам – из 9,9 миллиарда рублей запланированных на 2015 год заимствований лишь два миллиарда планируется занять у Москвы. При этом если в Татарстане заемные средства направлялись в основном на создание у себя условий для открытия новых предприятий, в нашем регионе они уходили на решение социальных вопросов, то есть проедание. Поэтому положительного эффекта от таких кредитов нам ждать не стоит.

Дмитрий Минаев