Узнав о маленькой деревне Грачёвка, в которой проживает, по официальным данным, 9 человек, мы заинтересовались: как живут люди в таком почти не заселенном населенном пункте? Реальность оказалась совсем не такой, как мы ожидали.

Нет на карте
Найти вымирающую деревеньку оказалось не так-то просто. На большинстве карт Грачёвки просто-напросто нет, а на дороге нам не встретилось ни одного указателя. Указателей окрестных сел и деревень — сколько душе угодно, а вот Грачёвки нигде нет. Доехали с приключениями, поплутали, конечно, не раз приходилось разворачиваться и ехать обратно, «до того перекрестка» или «к повороту, у кривого дерева». Найти деревеньку было тяжело еще и потому, что стоит она не у дороги; от шоссе нужно проехать еще минут 15 по грунтовке в глубь леса. Не обошлись бы мы без помощи жителей окрестных сёл и деревень, которые с готовностью подсказывали путь.

Первое впечатление
И, о радость, мы на месте! Выбравшись из машины, я ощущаю, будто попала в другой мир: вокруг зелено-зелено, пахнет свежестью, травой, деревом и какими-то цветами. Сладковатый такой запах.

О, колодец! Настоящий деревянный колодец, какой я видела только в старых фильмах, а в жизни — никогда!

В деревне царит атмосфера уюта и радости — просто от того, что сегодня новый день, светит солнце и пахнет вареньем и цветами. В округе не видно ни одного магазина или какой-либо постройки для того, чтобы местные жители могли собраться вместе. Зато прямо посередине деревни, между двумя улочками, раскинулся живописный пруд с россыпью камышей ближе к бережку. Вокруг пруда свисают ветви деревьев, словно крышей укрывают его от непогоды.

Встретил нас лай Прохора
Дома здесь в основном деревянные, стоят в последовательности «жилой — заброшенный — жилой — заброшенный». Подхожу к ближайшему жилому дому, стучусь в дверь. В ответ разносится отчаянный лай и мяуканье одновременно. У хозяйки дома, Ирины, молодой женщины, и собака есть, энергичная такса по кличке Прохор, и несколько кошек, и куры во дворе, там же утки, свой огород — куда же в деревне без него?

О жизни Ирина рассказывает с улыбкой:

— Сегодня отключили электричество — ремонтные работы в соседнем селе. Ну да это случается нечасто. А летом здесь народу живет побольше, не девять человек уж точно, дачников много. В основном, живут пенсионеры. А малонаселенная деревня из-за того, что работы нет, а если и есть, то в соседних селах. Многих зарплата не устраивает, вот люди и уезжают. Я не люблю город, мне нравится жить на природе. У меня здесь хозяйство, меня все устраивает. Люблю посидеть в тишине, на свежем воздухе, на крылечке. Я и телевизор почти не смотрю, хотя каналы он принимает, около тридцати, и интернет есть, и сотовая связь. А раз в неделю приходит почтальон, приносит новости, газеты. При желании можно отправлять письма и денежные переводы в почтовом отделении Шарлово.

Магазинов здесь, действительно, нет, как и аптеки, и прочих благ цивилизации. Все это есть в соседней деревне Ермоловке и селе Шарлово, куда местные жители без особых проблем добираются пешком или на велосипеде.

Во дворе принявшей нас в гости Ирины стоит новенький мотоцикл, на котором, как она говорит, она сама без страха катается за покупками. Действительно, из-за своего географического расположения — в глубине леса — Грачёвка оказалась близко к соседям. Летом совершенно нет проблем с тем, чтобы добраться до соседних сел. А зимой — только пешком. Администрация следит за состоянием проселочной дороги, ее всегда чистят от снега.

Дом у Ирины просторный, резко пахнет краской: утром хозяйка покрасила печь-«голландку». Такие печи — самый распространенный способ отапливать помещение. Сарай у хозяйки заполнен дровами под завязку. Колет она их самостоятельно или просит соседа. Готовят на газе, однако в деревню газ не проведен, поэтому жители вынуждены покупать его в баллонах, в тех же Ермоловке и Шарлово.

Лучший отпуск
Иду дальше по улице. И наблюдаю картину, как двое мужчин втаскивают в дом небольшой холодильник. Разговорились. Оказывается, один из них родился в Грачёвке. Раньше, говорит, здесь было очень много детей, по 8-10 человек в одном дворе. В детский сад, в школу бегали в соседние села. Но птенцы подросли и улетели из гнезда: кто учиться, а кто работать в более крупные села и города. Спустя долгое время родившийся здесь все равно возвращается, живет сезонами. Для местных жителей много значит слово «Родина». Обустраивают дома со всеми удобствами, засаживают огороды, живут здесь до осени, а потом — в город. Грачёвка для них – отпуск. Лучшего отдыха они и пожелать не могут.

Еще одна жительница Грачёвки, Вера Васильевна, родилась здесь, потом уехала. А выйдя на пенсию, снова решила вернуться в родную деревню, где все так напоминало детство.

— Мы живем очень хорошо! — рассуждает Вера Васильевна. — Просто замечательно! У нас здесь клан: три сестры живут в трех стоящих рядом домах. Двум старшим сестрам папа купил два дома. А младшая живет в доме, в котором жил он сам. Все близкие рядом, покидать деревню не собираемся, наоборот: продолжаем обустраивать дома, ремонтируем, приватизируем. Летом здесь просто потрясающе: спокойно, тихо, чужих нет; воздух чистый, всегда свежий. Лес рядом, а там ягоды, грибы — все, что душе угодно. Держим огород, конечно. С огорода полностью обеспечиваем свое проживание: и себе хватает, и для заготовок на зиму, и на продажу. И не только себе, но и сестрам тоже — земля здесь очень плодородная. В нашей деревне много птицы, держим кур. Держали бы больше, но мы живем полгода в Грачёвке, полгода в городе. Часто приезжают дети, внуки, поэтому нам с мужем не скучно.

На территории Грачёвки находится древний родник.

— Вода в роднике уже не такая чистая, как раньше, — говорят Вера Васильевна и ее муж Николай. — Если пару лет назад мы употребляли эту воду для питья, то сейчас уже боимся. Грязную воду пить, чтобы потом в больницах лежать? Питьевую воду покупаем в магазине, в бутылках; часто дети привозят, когда приезжают погостить. Родник чистить надо. Своими силами мы этого сделать, к сожалению, не можем, хотя и очень хотим. Просили администрацию, но ответа пока не получили…

Супруги любезно предложили устроить мне небольшую экскурсию к роднику.

— Заодно, — добавляет Вера Васильевна, — и огурчики вымою. Жаль, конечно, что родник загрязняется все больше и больше, раньше здесь была чистейшая вода.

Единение с природой
Подойдя ближе к роднику, удивляешься, насколько живописное и немного диковатое место эта Грачёвка! Насколько хватает взгляда – лес, буйно цветущий луг, несмолкаемое пение птиц, как будто они приветствуют тебя и говорят: «Смотри, как нам хорошо!» Я — городской житель, привыкла к быстрому темпу жизни: всегда нужно куда-то идти, нельзя стоять на месте. А в Грачёвке стоишь, задравши голову к небу, слушаешь шорох деревьев и ощущаешь, что тебе некуда спешить. Хочется только мечтать и петь, настолько воодушевляюще действует местная природа.

Вера Васильевна, ловко перебирая огурцы, споласкивает их и кидает в таз. Рядом с краном, из которого течет родниковая вода, лежит небольшой кусочек мыла. Местные жители здесь даже моют посуду. Муж Веры Васильевны не устает рассказывать о местных достопримечательностях:

— Раньше такая хорошая рыбалка была, на пруду, что посередине деревни. И карась клевал, и плотва, и красноперка. Сейчас уже никто не водится. Пруд погрязнее стал, да и притока свежей воды не было давно. А недавно, месяц назад, я видел в лесу кабана. Достаточно крупного, так что и охота у нас тоже возможна. Странно, что кабанчик так близко подбежал к людям, заблудился, наверное, — смеется Николай.

— А сколько здесь ягод летом! Мы собираем, конечно, но много портится. И варенье делаем, и с сахаром перетираем, и замораживаем, и на столе ягоды всегда стоят, но все равно их так много, что мы не успеваем съедать, – подхватывает Вера Васильевна. – Грибов тоже видимо-невидимо! И белые, и лисички и вешенки. Только одна напасть: волки собак воруют.

Действительно, почти каждый местный житель, с кем мне довелось побеседовать, утверждал, что волки в этой местности — не редкость. Охотиться волки любят на собак, птиц. Не раз пропадали куры, оставались одни перья. По шерстяному следу однажды нашли останки собаки. Однако местные утверждают, что никого из людей волки не трогают, таких случаев никогда не было.

В ходе разговора обнаружилось, что Николай — наш земляк. В молодости жил в Ульяновске, в Новом городе. А после свадьбы уехал, теперь он всегда рядом с женой.

В обратную дорогу мне положили гостинцев: местных огурчиков и яблок. Прогуливаясь перед отъездом по деревеньке, я поняла, насколько разными могут быть взгляды на одни и те же вещи. Что изначально показалось мне вымирающей деревушкой, полной заброшенных домов, проще говоря, медвежьим углом, на самом деле оказалось настоящим райским уголком, тихим и спокойным, где все необходимое под боком, а главное – единение с природой.

Александра ЮДИНА