В Майнском районе сложилась напряженная ситуация с выделением средств на бесплатное питание детей-льготников. Малообеспеченным родителям учеников школы села Репьевка Колхозная приходится либо искать средства самим, либо получать их с боем. По этому поводу состоялась проверка со стороны сотрудников министерства образования и Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области.

МНОГОЛЕТНЯЯ ПРОБЛЕМА
В репьевской школе учится 41 ребенок, 13 детей из общего числа живут в многодетных или малообеспеченных семьях. И если 8 ребят из многодетных семей получают денежную выплату от социальной защиты, то остальные пять должны питаться в школьной столовой бесплатно. Каждый год глава района издает соответствующее постановление, люди собирают документы и пишут заявления на предоставление льготы. Но достаточного объема денег для обеспечения обещанным питанием так и не поступает.

– В 2014-2015 учебном году на пять льготников из района выделили 4200 рублей, – рассказывает преподаватель репьевской школы, выполняющая обязанности диспетчера по питанию, Елена Корякина. – Это была разовая помощь, и деньги выделяли тем, кто сам ездил в райцентр и просил. Первый раз выделили 2200 рублей, их разделили между двумя детьми на три месяца. В апреле дали еще две тысячи, на которые двое детей питались два месяца. Я не первый год курирую питание, и еще ни разу льготное питание не оплачивалось полностью. Как говорят, казна в районе пуста, денег нет.

По подсчетам проверяющих, на обеспечение учеников репьевской школы льготным питанием в полном объеме нужно 91 260 рублей в год. Напомним, после заявлений родителей было выделено только 4 200. Всего же на школы Майнского района необходимо 1 млн 979 тыс. 640 рублей, а выделено было 93 047.

Поэтому у людей появляется вполне логичный вопрос: зачем же власти каждый год обещают обеспечить их детей бесплатным питанием, если денег на это все равно нет?

ЕСЛИ НАДО, НАЙДУТ
Как ни странно, деньги время от времени все-таки находятся: для детей родителей, готовых за положенное питание бороться. Это называют “адресной помощью”.

– Уже несколько раз деньги нам выделяли как адресную помощь, после того, как мы ходили и их выпрашивали, – рассказывает мама будущей третьеклассницы Наталья. – Обращаемся – на два месяца деньги всунут и говорят: “Молчите, никому не говорите”. Неизвестно, откуда эти деньги берутся. Мы так предполагаем, что средства выделяются, просто уходят не туда. В прошлом году дело доходило до прокуратуры. Тогда ответственные за бесплатное питание сказали, что детей наших якобы в долг кормят, а потом район эти затраты будто покрывает. Мне тогда директор сказала: “Смотрите, по инстанциям не прыгайте, вашей дочке еще здесь учиться и учиться!”

По словам Натальи, в течение года малообеспеченные родители сами платят за питание, которое должно быть для их детей бесплатным. В лучшем случае, деньги возвращают задним числом, и то лишь за несколько месяцев.

Тревожат репьевких родителей и другие сборы. Например, вопросы есть к расходованию средств, сданных на летний пришкольный лагерь. По словам родителей, отчет от администрации в прошлом году они получили только в сентябре. И им открыто заявили: на эти деньги была куплена туалетная бумага, заправлен принтер… При чем тут дети? Каков будет отчет в этом году, пока не ясно.

НЕПРОЗРАЧНЫЕ ФИНАНСЫ
В ответ на обращение родителей 22 июля в Репьевку Колхозную приехала проверка от Министерства образования и науки региона и Уполномоченных по противодействию коррупции и правам ребенка в Ульяновской области. Указанные родителями факты подтвердились.

Выяснилось, что наличные деньги за питание детей собирает диспетчер по питанию, которая передает их директору. Та отвозит их в районное управление образования. Вот только по документам перемещение денег отследить пока не удалось. Школьный бухгалтер на момент проверки не смогла предоставить приходные кассовые ордеры о приеме денег, а директор -квитанции об их сдаче.

– Было установлено, что сбор денег с родителей ведется непрозрачно, – говорит начальник отдела обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции Иван Лобачев. – Сейчас в районном управлении образования запрошены письменные объяснения и копии финансовых документов о порядке организации работы с наличными денежными средствами, собранными с родителей. Материалы проверки переданы в прокуратуру.

Так неужели в районной казне настолько мало денег, что на бесплатное питание для детей находится только чуть больше четырех процентов от положенной суммы? И почему бюджетные деньги экономят именно на детях? Непонятно и то, почему в самой школе движение денежных средств учитывается настолько поверхностно. Найти ответы на все эти вопросы предстоит компетентным органам.