Красотами северо-восточной природы и северной архитектуры любовалась в этом году жительница Ульяновска Ольга Олина. Девушка – активная путешественница, которая любит познавательный отдых, поэтому всегда тщательно продумывает свои поездки по городам России, чтобы получить новые впечатления. В этом году она поднялась на гору Левитана, прошлась по галереям ростовского Кремля, где знаменитый Иван Васильевич сменил профессию, и побывала в святая святых – в мастерской художников, создающих копии икон Андрея Рублева.
По стопам Екатерины Великой
Путешествие по городам Поволжья Ольга совершила на теплоходе и уверяет, что волжская природа в верхнем течении реки куда богаче, разнообразнее и краше, чем в южных городах. По ее мнению, саратовские степи уступают могучим сосновым и смешанным лесам, которые производят впечатление при любой погоде и в любое время суток. И чем севернее, тем живописнее ландшафты с неизменно крутыми берегами.
Первой остановкой после Казани, откуда стартовали туристы, был Мариинский Посад, названный так императором Александром II в честь его супруги Марии. Этот маленький, очень компактный, едва ли насчитывающий три тысячи человек городок покорил гостей красотой и уютом. В честь другой императрицы, Екатерины II, названа Государева гора – на ней царица побывала в 1763 году. Город в прошлом купеческий, поэтому в нем сохранились красивые старинные дома. Путешественников провели по чудесной набережной, в музей купеческого и крестьянского быта.
В Чебоксарах Ольга решила не ходить на общую экскурсию, поскольку оказалась в столице Чувашии не в первый и даже не во второй раз, но туристам побывать в нем очень рекомендует. Гостей встречают тепло, угощают караваем, танцуют, показывают народные узоры и объясняют их значение, учат чувашским словам, а на прощание обязательно проверяют, усвоили ли приезжие хотя бы несколько новых слов. Бывала Ольга и в Нижнем Новгороде, и, помня, как богата трагическими и забавными историями зданий пешеходная улица Большая Покровка, она посочувствовала своим спутникам, оказавшимся в «третьей столице России» впервые. В ходе экскурсии, названной «Тайны и легенды Нижнего Новгорода», по ее впечатлению, им пересказали местные сплетни. Толком не показали ни Кремль, ни Печорский монастырь. А в этом мегаполисе много интересного.
Кружевной край
Долгожданным пунктом программы был Городец. Ольга много читала о нем и давно мечтала там побывать. Оказавшись в Городце, она почувствовала, что теряет дар речи, хотя и знала, что ее ждет – резное кружево, богато украшающее самобытную деревянную архитектуру, создало впечатление, что это не обычные жилые дома, а сказочные пряничные домики. Дальше – больше: туристов привели на фабрику городецкой росписи. В пору отпусков гости смогли пройтись по мастерским, зайти в музей и фабричный магазинчик, посмотрев практически все производство, начиная с резьбы (с нее и начинался–промысел), росписи из растительных орнаментов до изображения целых сюжетов бытовых, праздничных сцен с людьми и животными. Для многих стало открытием разнообразие красок, колористических решений и сюжетов. Еще удивительнее было то, что мастера покрывают росписями абсолютно все поверхности изделий. Например, путешественникам показали только что законченный заказ – детскую скамейку, которая была расписана даже с тыльной стороны. И это были не простые растительные орнаменты, а целые сюжеты.
Затем туристов привели в иконописную мастерскую, где несколько молодых мастериц пишут иконы в традиционной технике иконописи – темперой по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов, сусального и твореного золота.
Они работают в кононическом и академическом стилях. Процесс этот трудоемкий и долгий: на одну небольшую икону уходит в среднем по два – два с половиной месяца.
Восторг путешественников поутих, когда оказалось, что они не попадут ни в частный музей самоваров, ни в дом-музей графини Паниной. Особенно разочарованной была семья из Екатеринбурга, которая, может, больше не попадет в Городец.
«Лепота!»
Путь по Волге позволил увидеть часть «золотого кольца России» – Ярославль и Ростов.
Туристы позабыли о времени, оказавшись во власти отличного экскурсовода Ларисы, рассказавшей об истории и о современной жизни Ярославля. Восторг вызвали и старинная архитектура, и удачное сочетание исторической застройки с домами сталинской эпохи, а также современными зданиями. Все это производит впечатление торжественности и возвышенности. Экскурсия по городу была выстроена так, что гости увидели практически все, чем гордятся ярославцы, например, 15-главый храм Иоанна Предтечи и огромный нефтеперегонный завод, третий по значимости в России. А в Ростове их ждала экскурсия по Кремлю, в стенах которого снималась любимая комедия не одного поколения – «Иван Васильевич меняет профессию». Туристы прошлись по тесным кельям, по узкой галерее, соединяющей все строения Кремля, и восхитились потрясающим видом на город. Говоря словами главного героя – «лепота!». А профессиональный, увлеченный своим делом экскурсовод Наталья устроила самый настоящий театр одного актера. Восхищение возросло в ростовских храмах, где, как и в других церквях северо-восточной Руси, завораживают росписи, покрывающие стены единым ковром. Завершилось знакомство с городом посещением ростовской фабрики финифти – очень трудоемким и дорогим, но, безусловно, красивым и изысканным промыслом.
В Костроме туристам непременно показывают центральную Сусанинскую площадь, которую местные называют «сковородкой» – в жаркий день просто негде укрыться от палящего солнца. Совсем непривычно, что здания, которые находятся на ней, – самого что ни на есть утилитарного назначения: бывшая пожарная каланча и полицейская часть. А все из-за того, что город перестраивался. До конца XVIII века Кострома была хаотично застроена деревянными домами и часто горела. После страшного пожара в 1773 году городские начальники решили, что центр нужно строить в камне и по плану. И, как гласит легенда, Екатерина II, узнав о градостроительных проблемах жителей, решила их просто и изящно. Уронила раскрытый веер, указала на него и сказала: «Так и стройте». Таким образом появилась застройка, по сей день удивляющая что россиян, что иностранцев.
Здесь же, в центре, стоят с давних времен торговые ряды – постройка вроде симбирских «столбов», на месте которых построен ЦУМ. В 23 рядах все так же оживленно идет торговля, и хотя эта постройка арочного типа довольно обычна, от нее тоже веет очарованием прошлого. В Костроме путешественников провели по еще одной «кинодороге», показав беседку, где бесприданница Лариса высматривала своего суженого, и одну их трех пристаней, на которой шли съемки «Жестокого романса».
Очаровательное «захолустье»
От Плеса многие туристы не ждали чего-то особенного, представляя его обычным волжским городком. Каково же было их удивление, когда с борта теплохода открылся великолепный вид. В гладкой, как зеркало, воде отражались маленькие домики, горы, храм и чудесная маленькая набережная.
– В самом городе впечатление уюта, спокойствия и неги только усилилось, – рассказала Ольга. – Мы опасались подниматься на гору Левитана по мокрой после сильного дождя и крутой каменистой дороге, но все-таки поднялись на высоту птичьего полета и обомлели.
Вид сверху завораживает и без слов объясняет, почему русские художники ехали сюда и писали свои прекрасные пейзажи. Без преувеличения, захотелось взять кисть, краски и рисовать. Правда, ничего этого у нас не было, зато мы посетили музей пейзажа, где хранятся работы Юрия Левитана и его учеников, навеянные красотой этого края.
С недоумением рассматривая местную сувенирную продукцию и не понимая, что из этого можно захотеть купить, спрашиваю Ольгу, что можно привезти на память о путешествии по верхней Волге и Каме. По ее впечатлениям, так же скудны и однообразны сувениры в Нижнем Новгороде и Чебоксарах. Все, что там продается с надписью «С приветом из…», можно купить в любом другом месте с названием любого города. Вот из Городца туристы везут как крошечные безделушки, так и крупную мебель, из Ростова – финифть, как дорогую, так и весьма бюджетную, выполненную не на серебре, а на мельхиоре. В Ростове делают и продают уникальную черную лощеную керамику с красивым серебристым отливом. А Косторома, издавна считающаяся льняной столицей, по-прежнему продает одежду из льна.
Анна Школьная