Губернатор Сергей Морозов в Китае обсудил возможности развития ветроэнергетики на территории Ульяновской области.
Планируется, что проект строительства ветропарков будет реализован в Ульяновской области с участием китайских партнеров. Глава региона также встретился с руководителями ООО «Русский ветер», единственного представителя производственных компаний ветроиндустрии, вошедшего в состав рабочей группы при Правительственной комиссии по энергетике РФ.
– Мы имеем большой потенциал для того, чтобы возобновляемая энергия, в частности ветростанции, «закрутились» в Ульяновске. В феврале мы предложили губернатору Сергею Морозову проект, который совместно с Ульяновским наноцентром прорабатываем более полутора лет. Благодаря усилиям главы региона мы вошли в состав рабочей группы, созданной при Правительственной комиссии по энергетике 17 апреля 2015 года, возглавляемой Аркадием Дворковичем, – сообщил директор ООО «Русский ветер» Евгений НИКОЛАЕВ.
Напомним, 28 июля 2015 года принято распоряжение Правительства РФ о внесении изменений в нормативно-правовые акты, которыми продлевается срок действия программы господдержки ветрогенерации на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Документ направлен на поддержание необходимого уровня конкуренции на рынке ветроэнергетики и инвестирование в развертывание нового производственного оборудования. Всего до 2024 года планируется ввести объектов ветрогенерации на 3600 мегаватт мощности, в 2015-2016 годах соответственно на 50 и 51 мегаватт.
– Без поддержки государством возобновляемая энергетика не идет нигде в мире. Эта поддержка необходима до тех пор, пока она не выходит на такой уровень, когда есть крупное производство и понимание,что коммерческие банки могут это финансировать. Государство сегодня такие механизмы начало вырабатывать, – прокомментировал Евгений НИКОЛАЕВ.
В рамках рабочей поездки на российско-китайский форум в город Чэнду провинции Сычуань наш губернатор также провел переговоры с китайским инвестором.
– Проект крайне важен для Ульяновской области, – сказал Сергей МОРОЗОВ. – Он дает нам новые рабочие места при строительстве объектов и дальнейшем обслуживании. Значительно сократится дефицит собственной генерации энергии, что в конечном итоге должно привести к снижению стоимости потребляемых энергоресурсов для рядовых потребителей. Также мы ожидаем, что в регионе будет создано производство компонентов, у нас для этого созданы все условия, а это даст дополнительные рабочие места и налоги в бюджет.
К слову, Китай был одним из первых, кто начал использовать энергию ветра еще в IV веке, где строились молитвенные мельницы. В Европе ветряные мельницы появились позже: примерно в XII веке. Первую ветроэнергетическую установку построил в 1887 году шотландский профессор Джеймс Блайт. Это был 10-метровый ветряк, установленный на участке его загородного коттеджа, использовался для зарядки аккумуляторов, от которых коттедж питался электроэнергией. Это был первый в мире дом, обеспеченный электричеством с помощью ветра. Сейчас это распространенное явление, примеры есть и в Ульяновской области, когда умельцы из районов устраивают у себя на огородах ветряки для обеспечения электроэнергией подсобного хозяйства. В городе это сделать уже проблематично.
Ветроэнергетика – отрасль альтернативной энергетики, связанная с разработкой методов и средств преобразования энергии ветра в механическую, тепловую или электрическую энергию. Ветроэнергетике присущи преимущества, характерные для возобновляемой энергетики в целом:
• экологическая чистота;
• низкие эксплуатационные затраты.
Впрочем, есть и недостатки:
• шум (минимально допустимое расстояние от ветроустановки до жилых домов – 300 м);
• визуальное воздействие (мерцание тени во время вращения лопастей турбин, находящихся между наблюдателем и солнцем, может раздражать рядом живущих людей при чтении или просмотре телевизора, но проблема может быть предотвращена при проектировании станции с помощью ряда решений, начиная от обеспечения соответственного отдаления турбин от домов до посадки деревьев);
• потребность в больших земельных участках (также спорный недостаток, фундамент ветроустановки обычно полностью находится под землей, позволяя расширить сельскохозяйственное использование земли практически до самого основания башни).
Для преобразования энергии ветра используют ветроэнергетические установки (ВЭУ). Их мощность может быть от сотен ватт до нескольких мегаватт. Гибридные ВЭУ состоят собственно из ветряка и другого источника энергии, используемого в качестве резервного или дополнительного. Это может быть дизельный, бензиновый или газотурбинный двигатель; солнечный или фотоэлектрический коллектор и т.п.
По утверждению представителей ООО «Русский ветер», ветровые турбины являются весьма эффективными, то есть с высоким КПД. Время возмещения энергии для ветроэлектростанций практически такое же и даже лучше, чем для обычных электростанций.
Недавнее исследование Университета Висконсин-Мэдиссон показало, что среднее возмещение энергии ветроэлектростанций Midwestern колеблется от 17 до 39 раз больше потребленной энергии (в зависимости от средней скорости ветра на местности), в то время как атомные электростанции вырабатывают только в 16 раз, а угольные в 11 раз больше потребленной электроэнергии. Ветровые турбины также высокоэффективны в более широком смысле: они производят электричество из природных, возобновляемых источников, без каких-либо скрытых социальных или экологических эффектов – нет нужды добывать топливо, отсутствует необходимость складировать, не нужно обрабатывать либо ликвидировать отходы.