Знаете, в чем секрет нечеловеческой работоспособности тружеников поля?

В агроголизме. Этот шуточный термин мы впервые услышали от исполнительного директора ООО Агрофирма «Приволжье» (Старомайнский район) Александра Анатольевича Асмуса. По его мнению, агроголики – это люди, которые не могут жить вне сельского хозяйства.
– Я уже 18 лет работаю на земле и другой жизни не знаю, – говорит Александр Анатольевич. – Моя работа дает адреналина больше, чем любые азартные игры. Весной мы никогда не знаем, к чему придем осенью, угадаем ли со сроками сева, будет ли благоприятной погода. Взять хотя бы нынешний сезон. После весенних дождей в высоких урожаях не сомневался почти никто, но засушливый июнь внес свои коррективы. У нас 400 гектаров яровой пшеницы погибло. А яровая пшеница позднего срока сева, напротив, чувствует себя отлично. Но весной никто не мог этого предугадать.

Действительно, для того чтобы угадать, каким культурам отдать предпочтение, определить оптимальные сроки сева, даже самых глубоких познаний в агротехнике недостаточно. Нужно обладать чутьем и везением. Асмус предпочитает диверсифицировать риски. Он, например, один из немногих в регионе сеет гречиху.

– В 2010 году, когда цена на гречку резко выросла, эта культура здорово помогла нам в финансовом отношении. В тех непростых условиях, когда озимые замерзли, а яровые высохли, мы смогли построить новый ангар, купить кое-какую технику.

Александр Анатольевич окончил агрономический факультет Ульяновской сельхозакадемии, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию, так что подход к работе в поле у него научный. Ведь чтобы получать хорошие урожаи на довольно скудной земле, важно понимать, как развивается растение, какова его структура.
Предприятие Асмуса занимается растениеводством с уклоном в семеноводство. Здесь, на берегу Старомайнского залива, на площади 4500 гектаров возделывают пшеницу, ячмень, горох, просо, гречиху и сою. Треть площадей занята семенными участками, за которыми требуется особый уход. За ними ведется постоянное наблюдение, проводится фитосанитарное обследование, осуществляются видовые прополки, строго выдерживается технология. Все это нужно, чтобы довести посевы до максимально высокого качества. Россельхозцентр проводит апробацию семенных участков, выдает заключение об их пригодности для дальнейшего использования в качестве семян. Уборка зерна, которое пойдет на семена, также требует особого подхода. Комбайн, прежде чем выйти на семенной участок, тщательно очищается, ведь любая примесь в дальнейшем скажется на качестве семян.
Убранное зерно отправляется на ток. Это целый комплекс, построенный специально для нужд семеноводства.

– Проект комплекса мы разрабатывали сами, – говорит Асмус, – ездили в Воронеж, выбирали оборудование. Теперь у нас есть линия по первичной подработке зерна (очистке от сора) с производительностью 50 тонн в час и семенная линия на 10 тонн в час. Для сравнения: старый зерноочистительный агрегат был рассчитан всего на полторы тонны в час.

Хозяйство оснащено неплохим парком техники: пять комбайнов, семь тракторов, полный набор навесного оборудования, опрыскиватели. В этом году построили сушилку. В год в агрофирме производят 1,5-2 тысячи тонн семян. Это элита, а также первая и вторая репродукции озимой («Безенчукская 380», «Светоч»), яровой («Любава») пшеницы, а также ячменя («Раушан»), овса («Рысак») и других культур. Спрос на семенной материал традиционно высокий. За семенами сюда приезжают из Кировской, Самарской областей, Татарстана и Башкортостана.

Александр Анатольевич трудится не только летом, но и зимой, когда идет активная реализация семенного материала. Свободного времени не бывает. Асмус – убежденный аграрий. Даже жену выбрал из коллег – вместе учились. Вот такие они – агроголики.