Несколько десятилетий назад замечательный ульяновский историк и краевед Сергей Львович Сытин собственными руками переснял и изготовил эту фотокопию с редкой фотографии – пожалуй, одного из первых репортажных снимков в истории нашего города.
Мы видим берег реки Волги, пристань и пароход, пустынную полосу левого берега. У пристани довольно оживленно: знатные дамы в шалях и под зонтиками, простолюдинки, некоторые из которых, не чинясь, сидят прямо на земле, любопытная детвора. Веселый ветер развевает смазанные, из-за несовершенства выдержки, флаги. Ведущий к пристани деревянный мост украшает ковровая дорожка и охраняют добродушные полицейские. Видно, как один из них справа, облокотившись на парапет, а другой слева, согнувшись почти напополам, общаются с публикой – из долга или по природной словоохотливости.

На фото зафиксирована дата снимка – 21 мая 1868 года, день, когда Симбирск посетил высокий гость, сын императора Александра II, 17-летний великий князь Алексей Александрович (1850 – 1908). Жалко, что не видно названия парохода, которое писалось на гребном колесе. Но его окраска, черный борт и белые палубные надстройки красноречиво указывают на владельца судна – акционерное «Общество пароходства По Волге 1843 года». В 1868 году «Волжскому пароходству», как называли компанию для краткости, исполнилось 25 лет. Таким образом, выбор великого князя в пользу «волжского» парохода кажется и жестом признательности, и рекламным ходом.
Особам царских кровей и, вообще, богатым и знаменитым «бегать» по Волге на «волжских» пароходах считалось не комильфо. И хотя у компании была громкая традиция называть свои суда в честь когда-то царствовавших особ, пассажиров на них завлекали не столько царским комфортом, сколько простотой и дешевизной. «Пароходы «Общества По Волге» наполняли чиновники средней руки, коммивояжеры, туристы разных сословий, студенты, учащиеся», – писал ульяновский старожил А.В. Ястребов.

Самый первый пароход, выстроенный заводчиком Всеволожским, пробежал по Волге, от Астрахани до Нижнего Новгорода, еще в 1820 году. Мощную конкуренцию первоплавателю составили купец Евреинов с немцем Бердом, отстроившие сразу четыре парохода! И все же первые блины пошли комом. К 1829 году уже восемь пароходов, существовавших на Волге, прекратили движение. Причиной тому стало безусловное несовершенство конструкции судов, но, главное, отсутствие инфраструктуры. Пароходом требовалось топливо, оборудованные пристани, затоны для профилактики и ремонта, наконец, соответственно обученный персонал.
Все это появилось только с «Обществом пароходства По Волге 1843 года», которое с 1846 года открыло регулярное пароходное движение по великой русской реке. С 1846 года эта компания начала регулярное движение парэвых судов по Волге. В том же 1846 году Общество оборудовало «заведение» для строительства и зимовки пароходов в симбирских пределах – в Криушинском затоне.

«Находящееся не вдалеке от села Криуш заведение «Пароходного Общества «По Волге» в значительной мере оживляет деятельность местного населения, а прилив служащих и рабочих привлек сюда торговцев. Большая часть из здешних жителей работают на заведении и получают хороший заработок… В зимнее время на заведении одного леса расходуется на 15.000 руб.; работает до 1500 чел., на плату которым издерживается в течение года до 100.000 руб.», – сообщал старинный путеводитель. На долгие десятилетия Криушинский затон стал крупнейшим промышленным предприятием в Симбирском крае.

Очень скоро у «Волжского пароходства» появилась пестрая компания конкурентов: сплошь белые пароходы общества «Кавказ и Меркурий», розовые – общества «Самолет», светло-брусничные, с единственным огромным гребным колесом в корме – «Общества американских пароходов А.А. Зевеке». Конкуренты заметно потеснили «волжских». Суда «Кавказа и Меркурия» считались самыми быстрыми, комфортабельными и престижными, «американцы» – самыми дешевыми. «Меркурьевские» капитаны, в большинстве отставные военные моряки, щеголяли выправкой и кортиками, «самолетские», напротив, отличались чрезвычайным дородством. В 1858 году на Волге насчитывалось 70 пароходов. К началу XX столетия волжские воды бороздили почти 1200 паровых судов: пассажирских, товарно-пассажирских, товарных, буксирно-пассажирских, буксирных и служебных.

В этой «пароходной армии» попадались совершенно оригинальные корабли. В 1860 году в Криушинском затоне начал свою жизнь буксирно-пассажирский пароход «Пират», длиной в 43 и шириной в 7 метров, с машиной на 240 лошадиных сил. В 1907 году «Пирата» приобрело Кирилло-Мефодиевское православное миссионерское общество для переоборудования в плавучий храм. Прежнее забубенное имя парохода переменили на «Святителя Николая Чудотворца». Над капитанской рубкой поставили звонницу, матросский кубрик обратился в алтарь. В носовой части поднялись пять куполов-луковок, а пассажирские каюты стали монашескими кельями!..

Летом 1866 года пароходное сообщение связало Симбирск с городскими заволжскими слободами. «Самая интересная новость нашей пристани, – писали «Симбирские губернские ведомости», – это пароход, поддерживающий сообщение между обоими берегами Волги… В один прекрасный вечер мы решили прокатиться на нем на другой берег Волги.

Было ясно и тихо; зеркальная поверхность Волги едва покрывалась легкой зыбью, отражая в себе прибрежные горы и строения; все это еще более заманивало прокатиться. Переезд с одного берега на другой стоит только 5 коп. Пароход не тряский, идет ровно; для больших удобств пассажиров на пароходе находятся каюты и буфет, где можно услаждаться разнородными напитками… Эти удобства привлекают чуть не каждый праздник катающихся и тем увеличивают сбор с парохода. По словам служащих, ежедневная выручка с парохода простирается от 15 до 100 руб. серебром. Дров потребляет не много».

Считается, что первым капитаном паромного парохода, получившего имя «Симбирск», был бывший военный моряк, 46-летний капитан 1-го ранга Федор Федорович Сивере. Вскоре пароходное общество «Самолет» переманило отважного капитана, сделав его своим агентом в Симбирске. Каждое пароходство имело собственную пристань – и не дай бог по ошибке или из-за непогоды пришвартоваться у конкурента! И штраф, и удар по престижу! Конкуренция делала жестокими характеры и нравы, в то же время сбивая цены, заставляя следить за качеством перевозок.
Волга, богатая коварными мелями-перекатами, часто становилась тесной для интенсивного пароходного движения. Утром 6 сентября 1877 года, двумя верстами ниже города Сенгилея, шедший в Астрахань пассажирский пароход «Николай Новосильцев» протаранил бежавший навстречу «Наследник Цесаревич» с тремястами пассажирами. При ударе погиб один из членов команды «Цесаревича». Спасая людей, капитан увел тонущий пароход на мелководье. Виновник столкновения «Николай Новосильцев» даже не остановился.

Поздним вечером 9 августа 1893 года против села Батраки Сызранского уезда грузопассажирский пароход «Михаила Потапыч» протаранил большую лодку-косушку, перевозившую за Волгу 17 человек крестьян. Семь пассажиров лодки, «большинство из которых были сильно выпивши», утонули; пароход не пострадал.

Около полуночи 10 августа 1875 года пароход «Цыганов», принадлежавший симбирскому 2-й гильдии купцу Павлу Михайловичу Куперину, буксировал по Волге пять тяжело груженных барж с хлебом. Напротив
Симбирска одна из барж напоролась на якорь незамеченной лодки-кладушки и затонула, унеся на дно девять тысяч пудов самарской пшеницы.

Но в жизни всегда есть и было место и подвигу, и человечности. Утром 16 мая 1884 года неподалеку от села Кременки Симбирского уезда буря разбила и выбросила на мелководье лодку-косушку с крестьянами Николаем Синчуговым, супругами Леонтием и Натальей Юфечкиными. Девять часов провели они в холодной воде: никто упорно не замечал несчастных. И вот на бурной реке показался белоснежный красавец «Константин Кауфман» – гордость пароходства «Кавказ и Меркурий», один из трех самых именитых его пароходов-скороходов.

Так случилось, что на борту «Кауфмана» в тот рейс находились туркестанский генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский, прославленный военными победами в Средней Азии, и костромской I гильдии купец Гордей Иванович Чернов, богатейший судовладелец, монополист, сосредоточивший в своих руках вывоз нефти с каспийских приисков.
«Видя ужасное положение погибающих людей», капитан «Кауфмана» Иван Иванович Ляховский «тут же поворотил управляемый им пароход к погибавшему судну и приказал бросить чалку, но люди не могли выбрать из воды каната. Между тем пароход ветром опасно понесло в сторону! Но Ляховский вторично приказал повернуть пароход к погибавшим. На этот раз чалка была поймана погибавшими людьми, и таким образом они были спасены».

И, вроде бы, вся чистая публика на пароходе, которая платила немалые деньги за скорость, должна была скривиться на человеколюбие капитана… Напротив!

«Мы, будучи очевидцами вышеизложенного, считаем себя обязанными принести искреннюю благодарность командиру парохода Ивану Ивановичу Ляховскому и довести об этом подвиге до сведения Министра Внутренних Дел», – подписали потом восхищенные пассажиры специально составленный «Акт», все – от генерал-губернатора до полуграмотного «крестьяна Ивана Никалалаева Захарова».

Иван СИВОПЛЯС