Правительство Ульяновской области подготовило законопроект, в котором прописаны уточнения в связи с принятием федерального закона относительно порядка изъятия земель для государственных нужд. Теперь принимать решения об изъятии уполномочен региональный департамент госимущества и земельных ресурсов.
Законопроект вносит несколько изменений в Закон Ульяновской области № 059-30.
Федеральный закон, установивший новый порядок изъятия земель, стал действовать весной этого года. По сравнению с прошлой редакцией закона в этой появилось несколько важных и, по мнению экспертов, опасных уточнений. Многие считают, что новый закон призван защищать интересы частных предприятий, которые включены в перечень организаций, получивших право ходатайствовать об изъятии земельных участков перед государственными или муниципальными органами. Теперь фактически изымать участки в свою пользу после согласования с властями получают право организации строительства, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, обороны, космической деятельности, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, дорожного строительства, недропользования, субъекты естественных монополий и государственные унитарные предприятия и государственные учреждения. То есть, грубо говоря, если государство посчитает, что электрикам нужен земельный участок для обслуживания кабеля, который по нему проходит, то можно будет землю отобрать.
Эксперты считают, что интересам частных лиц служит замена слова «выкуп» на понятие «возмещение», которое предоставляется правообладателю изымаемого участка. Выкупом занималось государство,-возмещение может предоставить и частная организация. Очень расплывчата формулировка и в перечне оснований изъятия земельных участков, где после перечисления добавляется фраза «и иными основаниями, предусмотренными федеральными законами».
Еще один интересный пункт: правообладателей недвижимости, подлежащей изъятию, не обязательно искать до победного – через суд можно заочно отобрать здание, а потом уже выплатить компенсацию. Когда попросят.
Также добавляется термин «условия изъятия». Тут особо прописан порядок, при котором можно изымать земли для создания и расширения особо охраняемой природной территории. Упоминается возможность изъятия участков и водных ресурсов для создания памятников природы, решение об этом может принимать и субъект РФ. На этот пункт можно было бы обратить внимание чиновников, которые пытаются отбить желание у некоторых пустить богатства Сенгилеевских гор на ископаемые – и, например, попробовать отстоять Бутырскую гору…
Пока, впрочем, изъятие земель в основном приносит головную боль простым жителям, а не защищает их интересы. Наиболее показательный пример – строительство олимпийских объектов в Сочи, где людям просто сообщили, что им придется переселиться. В этом смысле, наверное, хорошо, что Ульяновск даже не претендовал на участие в чемпионате мира 2018 года по футболу. В соседней Самаре для строительства стадиона со скандалами стали изымать под него земли. Причем там под застройку стадиона и его инфраструктуры попала половина зеленой зоны Самары, а также тысячи участков, принадлежащих гражданам: дачи горожан, частные дома просто снесут.
Степан ГОРИН