Широко разрекламированный проект строительства газопровода в Китай, названного «Сила Сибири», терпит, кажется, крах. Пока экономический.

Примерно два года назад этот проект презентовали как грандиозную победу российского руководства, сделавшего в условиях вселенского разлада с Западомудачный поворот на Восток. Китай – гигантская страна с гигантской же экономикой, растущей едва ли не быстрее экономик всех других государств мира. А раз есть рост, будет расти и потребность в энергоносителях – газе и нефти. И получается, что Россия приобретает стабильного потребителя этих своих главных экспортных товаров. Европа же пусть утрется.

Решено: строим газопровод!

С амбициозным названием «Сила Сибири». И поначалу объявили, что Пекин готов авансировать на его строительство 25 млрд долларов. Но, как иронизируют теперь СМИ, чего-то наши, видимо, не поняли.

Это с Европой можно говорить на английском, который плохо ли, хорошо ли знают у нас очень многие.

Китайский же не знает практически никто. Что позже и подтвердилось, когда Пекин известил, что никаких денег на газопровод не даст, да и не обещал.

Эта новость застала Россию в крайне неблагоприятный для нее момент, поскольку цена на нефть, а вслед за ней и на газ, стоимость которого по желанию как раз наших газовиков оказалась привязанной к цене на нефть, неуклонно падает. В свою очередь, падают и доходы энергомонополий – в долларовом выражении в разы. В общем, строить «Силу Сибири» российским газовикам откровенно не на что, и они уже обратились к правительству за финансовой помощью. Правительствообещало. Это означает, что на газопровод найдут деньги из бюджета, то есть из налогов россиян, материальное положение которых и так обвальным образом ухудшается. И вырисовывается замкнутый круг.

Ладно бы деньги, которые собираются изъять из бюджета, пошли в толк, так нет! Эксперты уверены, что «Сила Сибири» – радикально убыточный проект. Китай видит ситуацию, в которую попал наш энергетический сектор. Несколько лет назад Россия, пытаясь проучить непокорную Украину, в морозы перекрыла газ, идущий по ее территории в страны Евросоюза. Европейцы пришли в ужас, ведь такого с российским газом не случалось даже во времена холодной войны СССР с Западом.

«Урок» Киеву показал европейским потребителям всю зыбкость газоснабжения с востока, которое однажды может запросто остановиться по воле (или по капризу) каких-то людей в Москве.

Поняв это, ЕС взял курс на диверсификацию поставок и снижение зависимости от России. Газ стал закупаться и на Ближнем Востоке, и в странах Африки, и в США, откуда он идет в сжиженном виде. Кроме этого, резко интенсифицировались поиски альтернативы углеводородам. И российский газ чем дальше, тем больше выпадает из европейского контекста, что, конечно же, на руку китайцам, которые если и будут его покупать (в случае завершения строительства газопровода), то за копейки. Тем более что и в китайской экономике наметился спад, а значит, и снижение спроса на энергоносители. Опять круг. И опять замкнутый.

Андрей Семенов