На следующей неделе начнется очередной учебный год. С 1 сентября во многих школах заработает особый пропускной режим, при котором внутрь может попасть только обладатель специальной электронной карты. Вкупе с магнитными картами на питание, электронными дневниками и системами видеонаблюдения дети подвергаются тотальному контролю. Такая забота о безопасности детей, предупреждают психологи, может обернуться ударом по их психике.

С деньгами и голодный
С прошлого года в большинстве ульяновских школ директивно ввели безналичную оплату обедов в столовых. На общешкольных собраниях родителей поставили перед фактом: нужно срочно предоставить паспортные данные одного из родителей ребенка для оформления пластиковых карт. Деньги можно вносить двумя способами: в салонах DIXIS и в отделениях одного из банков.

Система безналичного расчета, призванная облегчить работу учителей (классные руководители, особенно в начальной школе, нередко вносят собственные средства за питание детей, так как не все родители приносят деньги вовремя), на деле обернулась дополнительными проблемами. Случается, автоматизированная система списывает стоимость обеда в двойном размере. А если школьник ест не с классом, а сам выбирает блюда в буфете, возникают проблемы с оплатой.

Бывает, родители забывают или не успевают вовремя пополнить счет, тогда ребенок остается голодным, ведь работникам столовой запрещено принимать наличные. Еще случай – родители дают старшекласснику 120 рублей на комплексный обед и булочку в расчете на то, что тот положит деньги на счет сам. Ребенок тут же бежит покупать в ларьке чипсы и газировку. И тоже остается голодным.

Разработчики «карт питания» предупреждают, что в дальнейшем система будет «совершенствоваться». Можно будет фиксировать лимит ежедневных трат по карточке на буфет или, например, установить запрет на покупку ребенком определенной еды.

«Ваш ребенок вышел из школы»
С прошлого года в некоторых школах электронная система заработала и на входе. Задача электронных проходных – исключить проход посторонних в учебное заведение. Попасть внутрь таких школ можно только при наличии индивидуальной магнитной карты.

Система позволяет родителям наладить тотальный контроль за своим ребенком. Нововведение способно контролировать посещение детьми школы и определить время, когда ученик входит в учебное заведение и когда покидает его. Утром, когда ребенок приходит на занятия, родителю автоматически отправляется СМС: имя, время и текст: «Ваш ребенок вошел в школу». Вечером приходит сообщение: «Ваш ребенок вышел из школы».

Правда, как рассказывают родители, система работает со сбоями. Бывало, что СМС-оповещения о выходе ребенка из школы приходили ночью, когда тот уже спал в своей комнате.

В некоторых школах установка таких систем производится на бюджетные средства, в рамках реализации нацпроекта «Образование». При этом с родителей берут по 200-300 рублей на изготовление ключ-карты. Однако где-то электронные проходные целиком заставляют оплачивать мам и пап. Речь, между тем, идет о двух-трех тысячах рублей за ребенка. А если учатся двое?

Больше других новой системой контроля недовольны, конечно же, дети, ведь она позволяет отслеживать прогулы. С родителями, которые это выявляют, все чаще происходят конфликты.

Поговаривают, что такие же системы в скором времени станут устанавливать и в детских садах (в Москве и некоторых других городах это уже происходит). С той лишь разницей, что магнитные карты там будут выдавать не детям, а их родителям. На семью – не больше четырех карт. Для этого нужно написать заявление и указать в нем данные всех, кто будет приводить и забирать ребенка.

Войти в здание без электронного пропуска будет возможно, но только после личного разговора с охранником и воспитателем. Если ребенка забирает из садика папа – эсэмэска приходит маме. Родитель, приходя в детсад, прикладывает карту у входной двери, используя ее как ключ, а затем на специальной информационной панели указывает, привел ребенка или забрал. Фото с личными данными взрослого и малыша тут же высвечиваются на мониторе у охранника. Он еще и лично проверяет, не пришел ли с чужой карточкой посторонний.

Еще одно увлечение контролеров – видеонаблюдение. Камеры устанавливают по периметру школы или детсада, в коридорах и даже классах. Изображения передаются на мониторы охраны и на компьютер директора или заведующей. Некоторые аппараты работают круглосуточно, снабжены аккумуляторами, а ночью переходят в специальный режим, реагирующий на движение. Как только камера фиксирует активность, сигнал идет на пульт охраны.

В столице пошли еще дальше, организовав для родителей видеотрансляцию из игровых комнат в режиме реального времени. Такая «слежка» наверняка не по душе воспитателям, но их об этом, видимо, никто не спрашивает.

Слежка опасна
Желание родителей обезопасить своего ребенка и контролировать все, что с ним происходит, даже несмотря на занятость, понять можно. Однако специалисты пришли к выводу, что верна и оборотная сторона – чем больше родители следят за своим ребенком и принимают за него решения, в особенности в подростковый период, тем больше чувственных страданий испытывает ребенок. Чрезмерный родительский контроль вредит детской и подростковой психике, утверждают психологи и социологи. Даже взрослому человеку невыносимо жить в условиях недоверия. Чего уж говорить о неокрепшей психике детей? Последствия тотального родительского контроля проявляются, как правило, годы спустя, затрагивая психику человека и после подросткового возраста, считают специалисты. Должное внимание необходимо, но не нужно перегибать палку.

Дмитрий Минаев