Инвестиции, туризм и слушания по оптимизации школ обсуждали на образовательном форуме в Ульяновске.
Дети-туристы
В преддверии 1 сентября прошло пленарное заседание образовательного форума. На нем были обозначены тенденции, по которым будут существовать ульяновские школы, детсады и вузы. А проблемы и пути решения озвучены педагогической палатой области, которая выпустила доклад о состоянии и проблемах регионального образования.
На пленарном заседании было озвучено несколько важных инициатив региональной власти, которые, возможно, в будущем придется воплощать в жизнь школам. Одно из главных требований: образовательные учреждения должны за учебный год найти себе серьезных партнеров – за рубежом, внутри страны или в городе. Рассматриваются варианты с крупными компаниями, научными или образовательными организациями. В общем, директорам придется потрудиться. Вероятно, делается это для того, чтобы переложить часть финансирования образования с областного бюджета на частных партнеров. Несмотря на то, что в школах сейчас активно пропагандируется патриотизм, образовательным учреждениям рекомендуют искать партнеров и за рубежом.
Предлагается развивать и школьный туризм. Уже создан на региональном уровне координационный совет по развитию детского туризма.
– Имеются причины, существенно сдерживающие развитие познавательного детского туризма, – заявил на пленарном заседании образовательного форума губернатор Сергей Морозов. – Это касается требований к транспортным средствам, к питанию школьников в дороге и так далее. Предлагаю на федеральном уровне провести серьезный мониторинг законодательства, нормативных актов с тем, чтобы снизить влияние факторов, мешающих развитию детского туризма.
Еще одно предложение, которое обсуждается на образовательном форуме, – создание единой электронной методической службы для всей России. Это, по мнению чиновников от образования, поможет разгрузить учителей, даст доступ к дополнительным методическим материалам, поурочным разработкам и типовым программам. В Министерство образования и науки направят предложение о создании единой электронной методической базы по всем школьным предметам.
В Ульяновске готовится несколько экспериментальных образовательных центров. Например, на базе гимназии №1 будет создан центр работы с одаренными детьми с дошкольного возраста. Есть предложения по созданию центра апробации и применения лучших мировых практик в дошкольном образовании. Минобрнауки региона разрабатывает программу поддержки педагогов-новаторов. Таким людям планируют помочь в создании собственных авторских школ.
По аналогии с налоговыми и надзорными каникулами для предпринимателей предлагается сделать отчетные каникулы, освобождающие инновационные образовательные организации от рутинной отчетности.
Не для образования, а для власти
К образовательному форуму в этом году региональная педагогическая палата подготовила доклад о состоянии и проблемах образования. Одной из главных проблем назвали как раз загруженность педагогов: имеются в виду и большой объем текущей отчетной документации, и необходимость для получения достойной зарплаты вести больше часов, брать на себя классное руководство, заведование кабинетом, комиссией и т.д.
– Одной из основных проблем, вызывающих негативную реакцию учителей, является постоянный рост бумажной отчетности и навязывание различных мероприятий, имеющих косвенное отношение к образовательной и воспитательной деятельности школы, а зачастую не имеющих таковой и вовсе, – сообщается в докладе. – Анализ ситуации, проведенный членами общественной педагогической палаты, позволил выявить, на наш взгляд, основную причину «бюрократизации» образования. Дело в том, что система образования в регионе непосредственно подчиняется исполнительной власти. Министр образования является заместителем губернатора, а начальник Управления образования подчиняется, как правило, заместителю главы администрации муниципалитета и не имеет прямого подчинения министру образования региона. Таким образом, лица, возглавляющие на разных уровнях систему образования, в первую очередь являются проводниками интересов исполнительной власти, а не образования.
Подобное положение, пишут составители доклада, утверждено Законом об образовании, но государственные и социальные институты находятся в режиме постоянного реформирования и разного рода трансформаций и не могут в полной мере выполнять свои функции. Иногда это мешает школам обучать и воспитывать подрастающее поколение, считают в педагогической палате.
Педагогическая палата предлагает вернуть работу образовательных организаций в рамки четкого планирования сроком на год. Это снизит количество спускаемых сверху бумаг и значительно разгрузит учителей.
С оптимизацией поторопились?
Еще одна проблема – оптимизация школ. Она может привести – и кое-где привела – к серьезным проблемам. Так, многие школы объединялись, не имея никакой системы развития, не представляя, что из них получится в будущем – и это не вина школ, которым просто пришлось принимать в свои стены новых учеников. Более того, годами сложившееся функционирование школ было нарушено – и пришлось создавать новую систему, причем в авральном режиме, в стрессовой ситуации. Многие опытные учителя с этим, кстати, не смирились – ушли из системы образования.
– Также известно, что в управлении крупными организациями, расположенными в нескольких зданиях и зачастую далеко друг от друга, возникают определенные трудности с документооборотом, администрированием и т.д., – сообщается в докладе. – При маленьких масштабах практики управления соответствуют семейно-соседским нормам отношений. К индустриальным масштабам и нормам крупных организаций ни руководители, ни педагоги не привыкли и не готовы. В этих условиях есть определенный риск, что произойдет отчуждение управленцев от педагогических работников.
В педагогической палате считают, что процесс оптимизации уже обнаружил серьезные внутренние противоречия. В связи с этим члены организации предлагают приостановить оптимизацию школ, а в сентябре провести публичные слушания.
– Слушания необходимы для того, чтобы понять, насколько эти результаты соответствуют заявленным целям оптимизации, в каких звеньях и на каких этапах произошли сбои в самом процессе разработки и осуществления управленческих решений, – сообщается в докладе. – Опыт свидетельствует, что запускать процессы оптимизации можно лишь в том случае, если есть проработанная концепция и ясное понимание механизмов ее реализации.
Сергей Гурьянов
нетролль
Господи! Что они несут? Слов нет.
взгляд
Все они правильно несут, это так называемое корректное признание своих ошибок, вот только будут ли изменения в положительную сторону возникают сомнения. Скорее всего как принято у едро масса извинений за покалеченные судьбы и новые эксперименты