Инвестиции, туризм и слушания по оптимизации школ обсуждали на образовательном форуме в Ульяновске.

Дети-туристы
В преддверии 1 сентября прошло пленарное заседание образовательного форума. На нем были обозначены тенденции, по которым будут существовать ульяновские школы, детсады и вузы. А проблемы и пути решения озвучены педагогической палатой области, которая выпустила доклад о состоянии и проблемах регионального образования.

На пленарном заседании было озвучено несколько важных инициатив региональной власти, которые, возможно, в будущем придется воплощать в жизнь школам. Одно из главных требований: образовательные учреждения должны за учебный год найти себе серьезных партнеров – за рубежом, внутри страны или в городе. Рассматриваются варианты с крупными компаниями, научными или образовательными организациями. В общем, директорам придется потрудиться. Вероятно, делается это для того, чтобы переложить часть финансирования образования с областного бюджета на частных партнеров. Несмотря на то, что в школах сейчас активно пропагандируется патриотизм, образовательным учреждениям рекомендуют искать партнеров и за рубежом.

Предлагается развивать и школьный туризм. Уже создан на региональном уровне координационный совет по развитию детского туризма.

– Имеются причины, существенно сдерживающие развитие познавательного детского туризма, – заявил на пленарном заседании образовательного форума губернатор Сергей Морозов. – Это касается требований к транспортным средствам, к питанию школьников в дороге и так далее. Предлагаю на федеральном уровне провести серьезный мониторинг законодательства, нормативных актов с тем, чтобы снизить влияние факторов, мешающих развитию детского туризма.

Еще одно предложение, которое обсуждается на образовательном форуме, – создание единой электронной методической службы для всей России. Это, по мнению чиновников от образования, поможет разгрузить учителей, даст доступ к дополнительным методическим материалам, поурочным разработкам и типовым программам. В Министерство образования и науки направят предложение о создании единой электронной методической базы по всем школьным предметам.

В Ульяновске готовится несколько экспериментальных образовательных центров. Например, на базе гимназии №1 будет создан центр работы с одаренными детьми с дошкольного возраста. Есть предложения по созданию центра апробации и применения лучших мировых практик в дошкольном образовании. Минобрнауки региона разрабатывает программу поддержки педагогов-новаторов. Таким людям планируют помочь в создании собственных авторских школ.

По аналогии с налоговыми и надзорными каникулами для предпринимателей предлагается сделать отчетные каникулы, освобождающие инновационные образовательные организации от рутинной отчетности.

Не для образования, а для власти
К образовательному форуму в этом году региональная педагогическая палата подготовила доклад о состоянии и проблемах образования. Одной из главных проблем назвали как раз загруженность педагогов: имеются в виду и большой объем текущей отчетной документации, и необходимость для получения достойной зарплаты вести больше часов, брать на себя классное руководство, заведование кабинетом, комиссией и т.д.

– Одной из основных проблем, вызывающих негативную реакцию учителей, является постоянный рост бумажной отчетности и навязывание различных мероприятий, имеющих косвенное отношение к образовательной и воспитательной деятельности школы, а зачастую не имеющих таковой и вовсе, – сообщается в докладе. – Анализ ситуации, проведенный членами общественной педагогической палаты, позволил выявить, на наш взгляд, основную причину «бюрократизации» образования. Дело в том, что система образования в регионе непосредственно подчиняется исполнительной власти. Министр образования является заместителем губернатора, а начальник Управления образования подчиняется, как правило, заместителю главы администрации муниципалитета и не имеет прямого подчинения министру образования региона. Таким образом, лица, возглавляющие на разных уровнях систему образования, в первую очередь являются проводниками интересов исполнительной власти, а не образования.

Подобное положение, пишут составители доклада, утверждено Законом об образовании, но государственные и социальные институты находятся в режиме постоянного реформирования и разного рода трансформаций и не могут в полной мере выполнять свои функции. Иногда это мешает школам обучать и воспитывать подрастающее поколение, считают в педагогической палате.

Педагогическая палата предлагает вернуть работу образовательных организаций в рамки четкого планирования сроком на год. Это снизит количество спускаемых сверху бумаг и значительно разгрузит учителей.

С оптимизацией поторопились?
Еще одна проблема – оптимизация школ. Она может привести – и кое-где привела – к серьезным проблемам. Так, многие школы объединялись, не имея никакой системы развития, не представляя, что из них получится в будущем – и это не вина школ, которым просто пришлось принимать в свои стены новых учеников. Более того, годами сложившееся функционирование школ было нарушено – и пришлось создавать новую систему, причем в авральном режиме, в стрессовой ситуации. Многие опытные учителя с этим, кстати, не смирились – ушли из системы образования.

– Также известно, что в управлении крупными организациями, расположенными в нескольких зданиях и зачастую далеко друг от друга, возникают определенные трудности с документооборотом, администрированием и т.д., – сообщается в докладе. – При маленьких масштабах практики управления соответствуют семейно-соседским нормам отношений. К индустриальным масштабам и нормам крупных организаций ни руководители, ни педагоги не привыкли и не готовы. В этих условиях есть определенный риск, что произойдет отчуждение управленцев от педагогических работников.

В педагогической палате считают, что процесс оптимизации уже обнаружил серьезные внутренние противоречия. В связи с этим члены организации предлагают приостановить оптимизацию школ, а в сентябре провести публичные слушания.

– Слушания необходимы для того, чтобы понять, насколько эти результаты соответствуют заявленным целям оптимизации, в каких звеньях и на каких этапах произошли сбои в самом процессе разработки и осуществления управленческих решений, – сообщается в докладе. – Опыт свидетельствует, что запускать процессы оптимизации можно лишь в том случае, если есть проработанная концепция и ясное понимание механизмов ее реализации.

Сергей Гурьянов