В конце прошлого отопительного сезона я запросил у своей управляющей компании (УК) отчеты о параметрах теплоснабжения за все холодные месяцы. В запросе так прямо и указал: в целях анализа и подготовки к новому сезону, который, кстати, начнется уже через считанные недели.
Злого умысла в моем запросе не было – я действительно хотел понять, что же в этой сфере происходит и почему, в частности, отопление такое дорогое, а в квартире зимой так жарко. УК на запрос ответила, выслав все, что я просил. Сразу скажу, что приборам учета тепла я не доверяю и считаю их профанацией или прикрытием для получения поставщиками максимальной прибыли. Иначе говоря, для легализации завышенных счетов, выставляемых жильцам. Но отчеты даже по этим стилизованным под достоверность приборам поражают фактами грубого нарушения требований законодательства. В первую очередь – по качеству поставляемой в квартиры тепловой энергии.
Это качество можно определить и на уровне ощущений: жарко в помещении, или, наоборот, холодно, или температура для проживания людей вполне комфортная (23-24 градуса тепла по Цельсию); вода из горячего крана течет прохладная или приемлемая, или кипяток, и, потеряв бдительность, можно обвариться.
Данные этого метода определения качества тепловой энергии требуется доказывать документально: делать за- явку в УК, чтобы они пришли и замерили температуру и в комнатах, и в кранах, а замерив, составили бы акт, подписали его, передали один экземпляр собственнику жилья, с которым он пойдет потом требовать перерасчета.
Доказывание это, надо сказать, довольно муторное, но доказательство есть и в отчетах о температурных параметрах, таких, какие получил я от своей управляющей компании. Смотреть в них надо в основном две графы. Это «t1» – температура теплоносителя на подающем трубопроводе и «Р1» – давление, под которым он подается. По температуре в нашей области действует норма, что в самые холодные дни (-31 градус по Цельсию на улице) она не может превышать значения +95 градусов. Предельное давление (Р1) не может быть выше, чем 6 кгс/кв.см. Даже беглый анализ показал, однако, что по нашему дому оба эти параметра сплошь и рядом не соответствовали требованиям.
Давления, под которым теплоноситель поступает в отопительную систему дома, в норме не было ни одного дня. Как правило, оно колебалось около отметки в 7,5 кгс/кв.см, приближаясь в отдельные дни к 8 кгс/кв.см. Другими словами, превышало верхний предел нормы на 25-30 процентов, что, думаю, давало, если очень грубо, такую же переплату жильцами за отопление. Вторую часть переплаты «обеспечивал» перегретый теплоноситель. Например, даже 2 декабря (а декабрь был теплым) вода поступала в систему отопления с температурой в 98 граду- сов. 3 декабря – 99,6 градуса (кипя- ток!). 28 декабря – 95,5. 30 декабря – 95,7. 31 декабря – 98,3. Ну и так далее, пока 9 января не достигла 100,7 градуса. В конце января – феврале вне нормы теплоноситель был 16 дней, пока- зав 24 января значение в 104 градуса. Кроме того, что повышенное давление теплоносителя угрожает авариями в доме, оно ведет к тому, что через счетчик вода идет быстрее, и ее проходит больше, чем требуется. Повышенная же температура приводит к дополнительной накрутке прибора и в итоге к тем большим и необоснованным счетам, как за отопление, так и за горячее водоснабжение, которые получали большинство жителей Ульяновска. И все это большинство вправе требовать перерасчета платы за весь отопительный сезон. Право закреплено и в Гражданском кодексе, и в Жилищном кодексе, и в Правилах предоставления коммунальных услуг №354. Причем в соответствии со ст.542 Гражданского кодекса ответственность за это нарушение несет перед потребителями энергоснабжающая организация. В моем случае – Волжская ТГК, ныне «Т Плюс Ульяновск». Но добиться реализации этого права так же тяжело, как дойти пешком до Китая, о чем прекрасно знают и поставщики тепла, и дружественные с ними чиновники. И потому обирают ульяновцев без оглядки, хотя проблема решается просто.
Проявить инициативу могли бы управляющие организации, практически все записанные компанией «Т Плюс» в должники, которым монополия угрожает за невыплату долга тюрьмой. Ведь управленцы-то видели, что поставщик творил с теплоснабжением зимой и что все эти долги липовые. Кроме того, все отчеты о параметрах теплоснабжения доступны, к примеру, Главрегионнадзору, так что бери по каждому дому, просматривай и выписывай предписания той же ВоТГК с требованием произвести перерасчет и вернуть жильцам деньги. Или для на- чала проверить те дома, в которых плата была особенно высока. Надзорные органы для этого ведь и существуют.
Сергей Поленов