В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области прошел «круглый стол» на тему «Пресечение и предупреждение ненадлежащей рекламы финансовых услуг». Кроме непосредственно рекламных вопросов были рассмотрены и еще некоторые нюансы деятельности микрофинансовых организаций и всех тех, кто привлекает деньги жителей.
Вред от эсэмэски
Отдел в УФАС, занимающийся контролем за рекламной сферой, в последние годы был сильно загружен: на сотрудников валилось огромное количество заявлений, связанных с смс-спамом. Сейчас их поток снизился. Однако по-прежнему часто присылают сообщения, в которых рекламируется деятельность микрофинансовых организаций, дающих кредиты под большой процент.
– Эта реклама нарушает и норму закона, согласно которой рассылка не должна распространяться без согласия потребителя, и норму закона, согласно которой эта реклама в принципе ненадлежащая по содержанию, – говорит заместитель руководителя УФАС по Ульяновской области Иван Спиридонов. – Например, не указываются наименования финансовых организаций.
По словам Спиридонова, люди, столкнувшиеся с незаконной смс- рассылкой, уже стали сами обращаться в суды – и выигрывать у тех, кто включил их номер в рассылку, получая компенсацию за моральный ущерб. Пока такие дела зафиксированы в других городах – в Петербурге, например. Возможно, скоро и в Ульяновске люди начнут наказывать спамеров рублем.
Сейчас ФАС рассматривает более десяти дел в год по ненадлежащей рекламе финансовых организаций, среди которых много той, что распространяется посредством смс-сообщений. Но часто бывает и иначе: например, сейчас в производстве находится дело по одной из микро- финансовых организаций, которая маскируется под Сбербанк. У нее похожее название, она размещает похожие платежные реквизиты, даже цветовое оформление такое же. Люди думают, что это дочерняя организация банка, и несут туда свои деньги.
Билборд – не для нежностей
Рекламный рынок достаточно жестко регламентирован. Однако зачастую на закон закрывают глаза. Например, часто на билбордах размещают поздравления с днем рождения – и это незаконно! Оказывается, на рекламных конструкциях может быть размещена только коммерческая или социальная реклама.
Еще одно новшество касается рекламы услуг кредитных организаций. Если реклама содержит только одно условие, влияющее на стоимость займа или кредита, без указания всех остальных условий, это карается серьезными штрафами: от 20 тысяч рублей – на должностных лиц до 800 тысяч рублей – на юрлиц. Сделано это для того, чтобы не вводить в заблуждение потребителей: часто в рекламе указывается один процент, а когда человек заключает договор, выясняется, что есть еще и дополнительные условия, по которым процент существенно возрастает. Кстати, с той же целью теперь в кредитных договорах появился специальный раздел в начале документа, в котором указывается реальная процентная ставка. То есть если человек берет в микрофинансовой организации кредит до зарплаты – на две недели, то в документе должно быть указано, что годовая ставка составляет, к примеру, 650 процентов. Чтобы понятно было, на что человек подписывается.
Стоит также отметить, что реклама финансовых организаций законна только тогда, когда финансовая организация имеет соответствующее разрешение. То есть потенциально эсэмэска, в которой предлагают взять деньги взаймы, может попасть под несколько статей закона о рекламе, а не только под ту, в которой регламентируется рассылка.
– Часто нарушается закон о рекламе при рекламировании медицинских услуг, алкоголя, – говорит Иван Спиридонов. – Например, бывали случаи, когда рекламную продукцию алкогольного магазина с перечнем товаров, которые в этом магазине продаются, вешали на детскую коляску, на двери дома – это серьезное нарушение.
Форекс-дилер – не банк
С 1 октября вступает в силу еще несколько важнейших изменений в законе о рекламе. Касаются они форексрганизаций, которые играли на повышении курсов валют и на ценных бумагах.
– Раньше многие теряли деньги не только в микрофинансовых организациях,но и играя на форексе, – говорит ведущий специалист-эксперт УФАС по Ульяновской области Наталия Курчангина. – Появлялась реклама, в которой сообщалось, что можно положить в организацию деньги под сумасшедший процент – 60 процентов годовых, например. Объяснялось это тем, что компания играет на форексе. Теперь такая деятельность считается исключительной и в рекламе обязательно должна быть пометка о том, что такой договор будет рискованным.
В законе появляется определение «форекс-дилер». Такая организация может работать только на рынке ценных бумаг и валют. При этом право на свою деятельность компания получит только после того, как вступит в саморегулируемую организацию форекс-дилеров. До 1 января 2016 года форекс-дилеры обязаны получить лицензию. Кроме того, отныне слово «форекс» и производные от него словосочетания могут использоваться только форекс-дилерами.
Регламентируются в дополнениях к закону и те организации, которые могут привлекать финансовые средства граждан. Это кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы, жилищные, жилищно-строительные, жилищные накопительные кооперативы. Допускается привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома.
Сергей Гурьянов
Односельчанин
Специальное предложение для малого бизнеса: при заказе баннера “Мы открылись!” таблички “Аренда” и “Продается” – в подарок!