УлГУ отмечает день рождения своего первого ректора и первого президента. Признаюсь, завидую прямой спине, осмысленному взору, стратегическому мышлению этого человека. Знаю его больше 20 лет, видела в годы успеха, дни неприятностей, в хорошем настроении и обескураженным неудачей. Но никогда не видела сдавшимся.

Есть люди, считающие, что жизнь «прошла», в сорок с небольшим. Юрию Вячеславовичу Полянскову – президенту Ульяновского государственного университета – 16 сентября будет 75! Встретив его за три недели до этого дня в Москве, потом за две – в Казани, я поинтересовалась, не мешает ли такой мобильности возраст. Многие мои коллеги, войдя в этот возраст, командировок избегают, а уж с президента и вовсе какой спрос, максимум – представительские функции.

– Нет, – качнул он головой и, улыбнувшись, добавил: – Видимо, так мне на роду написано. Все дело в генах.

Род Полянсковых, рассказывали мне в Ульяновске, – из крестьян этой губернии. Причем долгожителей – бабушке года не хватило, чтобы отметить столетие. Отец прожил поменьше, но на его жизнь пришлась Великая Отечественная. К тому же земле он не изменил: семь лет был секретарем обкома по сельскому хозяйству, что в советские времена значило с ранней весны до глубокой осени в дороге, на полях, в заботах об удоях, урожаях, привесах.

«Воспитанием моим он не занимался, – говорит Юрий Вячеславович. – Но я каким-то боком чувствовал, как себя вести надо. Никогда голоса отец в семье не повышал, с людьми разговаривал уважительно. Дома мало бывал, я все больше с мамой оставался. А она была строгая, что к себе, что к другим. Ее по-хорошему волновало, что о семье люди скажут».

И о них худого никто никогда не говорил. Может, потому главному – чувству ответственности за доверившихся тебе – отец и мать Юрия научили. И, думаю, поэтому ему повезло с супругой, которую встретил на заводе, где после школы начал работать слесарем – вот уже 53 года они вместе. По той же причине он, математик, защитивший докторскую в 41 год, не ринулся в столицу, куда получил приглашение, а остался в городе, знакомом до выщербленных камней на улице. Здесь, на излете советской поры, он взялся за открытие филиала МГУ, который в 1990-е мог если не сгинуть от бескормицы, то точно остаться на обочине. Не до филиалов в провинциальных городах тогда было, но благодаря опять же Полянскову и команде его надежных соратников университет «вытянулся» из филиала в Ульяновский государственный университет. «Может, потеряли в имидже, проще стала вывеска, – говорит Полянсков, – но сегодня УлГУ – самый крупный вуз области, нынешний прием на первый курс составил 2800 человек». Кем они станут? Начинали с двух факультетов – экономического и математического, а сегодня в вузе есть институты медицины и экологии, культуры и искусства; здесь готовят кадры по специальности «наноинженерия», «авиастроение», «наземные транспортно-технологические средства», «компьютерная безопасность» и т.д. – в соответствии с реальными потребностями времени и региона. 34 тысячи квалифицированных специалистов.

Последние девять лет Юрий Вячеславович – президент УлГУ. И именно в эти годы вуз совершил крутой разворот в авиацию – начал последовательно работать с «Авиастар-СП», хотя сказать, что в 2000-х у нас в почете было самолетостроение, никто не рискнет. Оно и сейчас не пришло в себя после развала Советского Союза. Но такова способность, да и привычка Полянскова – смотреть не под ноги, вдруг кто кошелек обронил, а вперед – как дойти до цели. Может, потому и голову высоко держит. Даже когда судьба наваливается всем весом, да так, что устоять трудно.

Мне не довелось видеть его в ярости, говорят, бывает, когда сталкивается с предательством. Сталкиваясь же с обманом, наглостью, жадностью, терпеливо объясняет, не слышат – внятно прерывает отношения. Невероятно, но иной раз уволенные потом ему спасибо за урок говорят.

Казалось бы, за долгие годы ректорства должен утопать в друзьях-приятелях – нет: на работе – соратники, коллеги, а друзья сохранились, что живы, из детства. Вне зависимости от жизненных успехов. Зато вокруг всегда молодежь. Не бойкие и громкие, а вдумчивые, толковые. Мне кажется, они даже стиль его копируют – в манере поведения, одежде. Оставаться элегантным в 75, не будучи артистом, не выбирая броские плащи и костюмы, – искусство. Но главное – не внешнее, а суть человека. Умение сосредотачиваться, когда не получается, не психовать на публику, не метать громы и молнии над подчиненными, а устоять и проложить новый путь к цели. Даже если обстоятельства против, но цель-то выбрана верно и поверившие в тебя еще с тобой…

– Как там, у Экзюпери: «Ты в ответе за тех, кого приручил»? Это и заставляет утром к 8-ми быть на работе, – сказал он как-то, объясняя, почему после неудачи никогда не опускает рук. – Я в ответе за ребят, которых втянул в авиастроение. Чтобы идти вперед, нужны средства на науку, нужны кадры, способные мыслить системно, последовательно, с прицелом в будущее. Я их учу не только зарабатывать, но расти профессионально: защищать диссертации, становиться преподавателями, исследователями. Ради этого, может, и зарплату иногда надо меньшую получать, но двигаться, не отступать. Жаль, конечно, когда росчерком пера у вуза отнимают какую-то площадку, филиал, да к тому же еще губят потом начатое дело. Но это не повод обидеться и отступить. Это можно будет тогда, когда станет ясно, что затеянное мною не развалится, что научное направление ученики продолжат, а пока…

– Признайтесь, чего терпеть не можете и о чем мечтаете?

– Не люблю носить тяжелое, больше пяти килограммов. Остальное – терплю. А мечтаю – чтобы зимы не было. Но в наших краях она что ни год, то приходит, а о других никогда не помышлял. Мне нравится там, где живу, нравятся мои родные, близкие, знакомые, нравится с ними общаться. Другой разговор, что я многое бы здесь сделал по-другому, чем есть сейчас. Я с такими предложениями не раз выходил. Что-то получилось, что-то – никак, но это не повод не идти утром в университет. Там всегда есть дело, которое ждет. И в нем нет мелочей. У меня природное качество – замечать мелочи, пытаться понять их природу, и если надо – устранить причину.

– Баобабы надо выкорчевывать, пока они маленькие?

– Ну да, а то вырастут в большие проблемы. И, с людьми разговаривая, надо не сюсюкать, а быть готовым помочь, если надо.

Елизавета ПОНАРИНА